UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУЛЬТУРНЫЕ БАРРИКАДЫ В ЛУВРЕ

Образ антиглобалиста, услужливо навязанный нам выпусками теленовостей, предполагает уличные беспорядки, погромы ресторанов McDonald’s, применение слезоточивого газа и полицейских дубинок...

Автор: Оксана Приходько

Образ антиглобалиста, услужливо навязанный нам выпусками теленовостей, предполагает уличные беспорядки, погромы ресторанов McDonald’s, применение слезоточивого газа и полицейских дубинок. Однако недавняя встреча в Лувре, завершившаяся приемом в Елисейском дворце, носила совершенно другой характер — изысканные манеры, высокий уровень представительства (от самых известных артистов и актеров до министров культуры), четкое осознание стратегии и тактики предстоящей кампании. И только цель данного высокого собрания — возведение преград на пути асфальтового катка глобализации — роднила его участников с уличными протестантами. Представители профессиональных культурных организаций из 35 стран мира собрались в Париже для координации усилий по сохранению культурного многообразия и безоговорочного исключения культурной продукции из сферы регламентации Всемирной торговой организации.

Термин «культурное многообразие» был предложен по аналогии с «биологическим многообразием», сохранение которого, как было доказано, необходимо для поддержания устойчивости всей естественной экосистемы. В 1995 году под эгидой ЮНЕСКО был подготовлен доклад, в котором обосновывалось, что устойчивость «культурной экосистемы», представленной сложной мозаикой отдельных культур, также зависит от жизнеспособности ее отдельных составляющих. И исчезновение пусть даже самых мелких и малоизвестных культур существенно обедняет то культурное наследие, которое перейдет к последующим поколениям. Более четко необходимость сохранения культурного многообразия была сформулирована в ходе Стокгольмской 1998 года межправительственной конференции по культурной политике в целях развития. А при подготовке к конференции ВТО в Сиэтле в 1999 году стало ясно, что с принципами свободной торговли и честной конкуренции эти цели совершенно несовместимы. Провал конференции в Сиэтле существенно повысил готовность к компромиссам, и понятие exception culturelle (отклонение от правил в области культуры) прочно вошло в лексикон договаривающихся сторон. Этот термин подразумевал, что в отношении культурной продукции, в частности, кино- и аудиовизуального товара, квоты и субсидии, направленные на поддержку национального производителя, не будут расцениваться как основания для антидемпинговых расследований. Гораздо важнее, с точки зрения сторонников ВТО, было создание единого фронта защиты от пиратства и нарушения авторских прав. Именно с учетом такой позиции 142 страны на конференции ВТО 2001 года в Дохе пришли к согласию в отношении плана дальнейших мероприятий, направленного на достижение окончательных договоренностей.

Однако по мере приближения 1 января 2005 года — срока, до которого все формальности должны быть улажены, позиции противоборствующих сторон опять начинают расходиться. Джек Валенти, президент Американской киноассоциации, считает, что никакой необходимости делать для культурной продукции исключения из общих правил ВТО нет. «ВТО предусматривает достаточную гибкость для стран, ставящих перед собой целью сохранение культурного многообразия», — заявляет он. Естественно, сама Америка к таким странам явно не относится — ведь 85 процентов мирового кинорынка занято именно американской продукцией. Правда, во Франции эту долю удалось сократить до 60 процентов, что тут же вызвало с американской стороны нарекания на «нечестную конкуренцию». Вот как эту ситуацию оценивает г-н Валенти: «Возьмем, например, субсидии. Франция ежегодно субсидирует свою киноиндустрию на 400 миллионов долларов. Мы не возражаем. Однако практику взимания доли дохода с каждого проданного билета в пользу такого субсидирования считаем нечестной. Ведь если 60 процентов билетов продается на американские фильмы, то, получается, что мы на 60 процентов субсидируем французскую киноиндустрию. И при этом сами доступа к подобным субсидиям не имеем».

Тем не менее собравшиеся в Париже представители национальных культур настаивают на необходимости принять глобальную конвенцию, передающую вопросы регламентирования рынка культурной продукции от ВТО к ЮНЕСКО. Основными зачинщиками этой инициативы выступили Франция и Канада, однако их уже готовы поддержать и многие другие страны, опасающиеся даже не глобализации, а американизации мировой культуры. Впрочем, США без боя сдавать свои позиции не собираются. И даже заявили о намерении после 18-летнего перерыва вернуть себе членство в ЮНЕСКО. Не пускать же решение вопросов, представляющих значительный коммерческий интерес, на опасный самотек.