UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УКРАИНЫ И КИТАЯ: УЖЕ НЕСЛАБОЕ ЗВЕНО

Нельзя сказать, что до нынешнего момента между Украиной и Китаем в области культурного сотрудничества ничего не происходило...

Автор: Евгений Гуцул

Нельзя сказать, что до нынешнего момента между Украиной и Китаем в области культурного сотрудничества ничего не происходило. Эпизодические обмены творческими коллективами или выставками осуществлялись между городами-побратимами. А вот Дни культуры Украины в КНР, которые были проведены в Пекине и Шанхае в последнюю неделю апреля, стали первым за 10 лет нашей независимости мероприятием общегосударственного уровня.

Почему этого нельзя было сделать раньше, ведь межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве наших стран было подписано еще в 1992 году? Согласно официальному объяснению, стороны к этой акции не были готовы — особенно материально. И как будто только экономические успехи Украины (последнего времени) позволили нам роскошь культурного общения. Украинскому бюджету перелет делегации в составе 50 человек и гонорары артистам обошелся в 300 тысяч гривен. Недельное содержание — передвижение, комфортабельное проживание и интенсивно-изысканное питание нашей артистической полусотни — взяли на себя китайские товарищи.

2002-й год в истории двусторонних украинско-китайских отношений, судя по динамике визитов высших должностных лиц обеих стран, будет наиболее активным. В январе Поднебесную посетил министр иностранных дел Анатолий Зленко, в феврале — глава Верховной Рады Иван Плющ. На конец мая запланирован ответный визит в Украину главы Народного Политического Консультативного Совета Китая. (Сегодня НПКСК возглавляет Ли Жуйхуань.) Очевидно, количество контактов политических лидеров уже требовало нового качества во взаимоотношениях, когда в цивилизованный диалог должны были включаться сами народы. А лучшего способа понять друг друга, чем культура, еще никто не придумал.

С самого начала организаторы Дней решали мучительную проблему. Скажем, в танцевальном искусстве нужно было определиться между классическим балетом, набирающим в современном Китае все больше популярности, и ансамблем Вирского, способного как никто представить самобытную фольклорную сторону украинского бытия. Предпочтение было отдано последнему. Однако включение знаменитого танцевального коллектива в официальную делегацию свело бы на нет численность остальных творческих коллективов. Поэтому ансамбль Вирского планировалось в эти дни показать по отдельному проекту на коммерческой основе. Увы, российский импресарио, взявшийся за организацию гастролей, не сумел выполнить свои финансовые обязательства и ДКУ в КНР лишились Вирского. Хорошо, под рукой оказался балетный моноспектакль Сергея Марченко «Клич до Ра». Как заметил режиссер украинской культурной программы Василий Вовкун, представление Марченко авангардно по характеру, ничего подобного у китайцев нет, поэтому они были приятно удивлены.

Первоначально перед национальным ансамблем солистов «Київська камерата» ставилось односложное задание — показать на классическом европейском материале уровень инструментального мастерства украинских исполнителей. Но изменения в балетно-фольклорной части украинской культурной программы внесли свои коррективы и в творческие планы «Київської камерати». В результате музыканты «на китайском выезде» играли только два произведения из своей привычной накатанной программы — концерт Баха и концерт Вивальди. Остальные номера — сочинения украинских композиторов или классические обработки украинских композиторов. Крупнейшие наши композиторы — Евгений Станкович, Мирослав Скорик, Олег Кива, Владимир Зубицкий — умудрились «помочь» музыкантам с новыми партитурами — новый репертуар осваивался в считанные дни. Это при том, что из состава ансамбля по соображениям экономии «вырезали» половину духовиков и всех четырехструнников. Это при том, что ансамблю вменено было еще и аккомпанировать солистам Национальной оперы (Наталье Миколаишин, Тарасу Штонде, Игорю Борко, Лилии Гревцовой) и солистам-инструменталистам (скрипачу Олесю Семчуку и пятнадцатилетнему пианисту, президентскому степендиату Вадиму Холоденко). Музыканты с трудностями справились отлично, и организаторы Дней получили заказ срочно передать любые рекламные материалы о нашей консерватории.

Структура Дней, касающихся изобразительных искусств, также отличалась эклектичностью. В одной экспозиции были представлены украинское народное декоративное искусство XIX—XX веков, современная украинская фотография и собрание нашей традиционной живописи. Живописную часть выставки китайские коллеги вообще заказали загодя. У китайцев великолепно развита графика. Глубокой традиции живописи маслом у них нет. В силу этого обстоятельства они стремятся заполучить эту школу. И мест, где еще можно научиться академическому письму маслом, в мире осталось не так уж и много. Украина — один из таких оазисов. Поэтому сразу после открытия украинской художественной выставки в Пекине поступили предложения направить наших преподавателей для работы в Пекинскую академию.

В порыве перенять лучший артистический опыт Украины китайская сторона уполномочила своего министра культуры подписать с нашим министром культуры и искусств новый договор о сотрудничестве на 2002—2006 годы. Новым документом предусмотрено стимулировать горизонтальные связи между творческими коллективами обеих стран. Помимо организации обменов проектами некоммерческого характера стороны взяли на себя обязательство способствовать продвижению на свои артрынки шоу-продуктов. (Можно надеяться, что в дальнейшем случаев, подобных проколу с ансамблем Вирского, больше не повторится.)

Китай сегодня переживает настоящий бум в становлении рынка массовой культуры. Почти миллиард триста тысяч населения страны, получившего в бурно развивающейся экономике вдоволь хлеба, требует зрелищ. А своими силами китайские «мистці» не в состоянии пока удовлетворить имеющийся спрос. Теперь вот китайцы нам предлагают поработать на них… и на себя.

К слову, «социалистическое государство демократической диктатуры народа» (именно так называется государственное устройство Китая по конституции 1982 года) приглашает к себе не одних наших деятелей культуры и искусства. Китайцы украинцев зовут на свой рынок вообще. И не только из-за антиглобалистских соображений. По их (китайцев) мнению, Украина имеет в определенных отраслях экономики вполне конкурентоспособные товары и технологии. Сегодня китайская экономика готова сотрудничать с нашей, прежде всего, в области высоких технологий. То есть там, где они от нас отстают. Сами китайцы, как сообщил корреспонденту «ЗН» руководитель торгово-экономической миссии в Китае Евгений Андруховский, это отставание оценивают в 5 — 8 лет. «Но они подчеркивают, — замечает Евгений Фридрихович, — что если Украина свой шанс упустит, то через 4 — 5 лет может быть уже поздно. Во-первых, на вакантное место кто-то другой придет, а, во-вторых, они сами резко поднимутся за эти 4 — 5 лет».

Успех украинских производителей в Китае во многом будет зависит от активной позиции Посольства Украины в Китае. Но полностью вытащить украинский экспорт таким способом вряд ли удастся. Без структурной перестройки нашей промышленности в целом и изменения отношения к экономическим связям с Китаем этот рынок можно запросто потерять. Неплохо было бы что-то сделать для того, чтобы экспортный контракт стал выгодным (имеются ввиду пресловутые 20 процентов НДС). Не мешало бы и само посольство кадрово усилить. Сегодня экономикой в этой мидовской структуре занимается всего два человека. И большей частью они заняты решением «горячих вопросов», а предложений — вал. Для сравнения: Россия в торговом представительстве в Китае имеет около 50 человек штатного персонала, а с представителями компаний — до 90 человек. В принципе, не мы одни такие. Казахстан вообще торгпредства не имеет, а у них более миллиарда товарооборота. В результате из-за этого наблюдаются жуткие проблемы в информационном обеспечении.

На приеме, устроенном украинским посольством в честь делегации деятелей культуры, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в КНР Михаил Резник сказал, что ему и его подчиненным после проведенных Дней будет значительно легче работать. С этим трудно не согласиться. Вместе с тем, смеем предположить, что конструктивная деятельность наших парламентариев помогла бы посольству (и всем нам) куда больше.