UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Культура» — есть! О новой книге Мирослава Поповича

Собираясь в киевский книжный магазин «Є» на презентацию нового печатного труда Мирослава Поповича, я решил проверить реакцию коллег по редакции на слово «культура»...

Автор: Олег Смаль

Собираясь в киевский книжный магазин «Є» на презентацию нового печатного труда Мирослава Поповича, я решил проверить реакцию коллег по редакции на слово «культура». Варианты ответов были разными, но на лице у всех опрашиваемых сначала появлялась немного удивленная и горьковатая улыбка. Очевидно, потому что они были хорошо осведомлены о дырявом состоянии того тонкого озонового пласта, который защищает наше общество от падения в пещерное одичание...

«Культура» — именно так называется книга академика НАН Украины, директора института философии им. Г.Сковороды НАН Украины Мирослава Поповича. Она вторая из четырехтомной серии «Ілюстрована енциклопедія України», учрежденной издательством «Балтія-друк». Первая часть — «Держава» — уже есть в книжных магазинах, следующие — «Традиції» и «Природа» готовятся в печать.

Новую книгу, как и незнакомого человека, сначала воспринимают по внешности, потом постигают по внутреннему смыслу. Сам Мирослав Попович с восторгом отозвался о полиграфических достоинствах издания, о которых в советских типографиях можно было только мечтать. Впрочем, наивысшее техническое и художественное качество является незыблемым правилом и визиткой «Балтії-друк». О создании «Культури» и усилиях по отбору и насыщению энциклопедии иллюстративным материалом (во многих случаях малоизвестным или даже впервые открытым широкой общественности) рассказала генеральный директор издательства Рута Маликенайте, особенно подчеркнув то, что музейные и архивные работники, частные коллекционеры щедро и радушно позволяли обнародовать их сокровища и исторические документы на страницах энциклопедии.

Кстати, структура книги не классически энциклопедическая ( А, Б, В, Г, Д и т. д.) — статьи действительно лаконичные, но расположены скорее в стиле учебника (если бы эта книга вдруг стала школьным или вузовским пособием, убежден — даже самый озорной ученик не посмел бы прибегнуть к традиционной глупой забаве дорисовывать на портретах усы и рожки).

Мирослав Попович не наивный и самоуверенный идеалист, чтобы считать возможным охватить ВСЕ пласты культуры в двух десятках разделов даже этой достаточно объемной книги.

Позволю себе процитировать часть предисловия самого автора: «…ця книжка писалася не як наукова праця чи популярний нарис з історії культури України. Автор просто хотів розповісти про той смисл, який мали у свій час і мають сьогодні видатні і неповторні витвори української культури, збережені нам нашою бурхливою історією».

Поскольку эта книга совершенно новая и еще пахнет печатной краской, я искренне признаюсь, что еще не прочитал ее до конца, но уже прочитанное убеждает: она получит много как одобрительных, так и критических откликов. Автор не навязывает догматически свое мнение по поводу такой эфирной субстанции как культура, но во многих случаях ощущаешь, что анализ академика выстраивает в логическую цепочку события истории и художественные течения, которые ты сам напрасно пытался распутать в хаотическом клубке причин и следствий.

Даже заляпанные сейчас неразумными языками невинные и гармонические трипольские черепки Мирослав Попович спокойно и без протоукраинского огня в словах собирает вместе и ставит на надлежащее место в нашей культуре.

Четыре раздела энциклопедии посвящены масштабным знаковым фигурам нашей земли — Григорию Сковороде, Ивану Котляревскому, Тарасу Шевченко, Николаю Гоголю. Книгу стоит взять в руки даже ради того, чтобы сравнить свой взгляд на эти фигуры с несколько нехрестоматийным восприятием их автором.

Религия, архитектура, живопись, скульптура, музыка, писательство, театр, кино заняли значительное место в этом издании. Но на встрече Мирослава Поповича довольно жестко критиковали за недостаточное внимание к современному постсоветскому периоду развития культурной жизни Украины. Автор согласился, заметив, что обычно он не пишет о живых современниках. Действительно, это нелегкое дело — вспомнив одного, непременно найдутся обиженные, о которых не упоминалось.

Впрочем, очевидно, лучшим критическим аргументом против чьего-то труда будет, если бахнуть поперек фолианта своей монографией, более толстой, более основательной...

Не обходите стороной «Культуру» на книжных полках — так же, как интеллигентный, культурный человек она привлекательна и внешне, и внутренне.