Подводить даже самые субъективные итоги 2005-го по культурному ведомству — занятие неблагодарное. Поскольку культуру часто подменял масскульт. Или так называемые культурные революции (в виде кадровых рокировок, судов, скандалов, информационных войн). И все же, несомненно, есть и будут люди с «лица необщим выражением», которые провоцируют и культтенденции, и культпрорывы, и даже создают вокруг себя культареолы… «ЗН» предлагает свою версию чарта двенадцати главных культперсонажей, так или иначе проявившихся или особо раскрывшихся именно в 2005-м. Имена у всех на устах. Почему «культ» — понятно. А вот почему «туристы» объяснимся… Почти каждый из избранных совершил «путешествие» (и даже прорыв) — как во внешний мир (успехи на фестивалях, признание за рубежом), так и во внутренние глубины, обнаружив новые грани своих дарований…
Юрий АНДРУХОВИЧ… «тому, що…» известный писатель в 2005-м оккупировал немецкий книжный рынок. Его роман «Дванадцять обручів» в переводе Сабины Штер, опубликованный издательством «Зеркамп», вошел в число топ-книг немецких рейтингов продаж. Для украинского писателя это невероятный успех. Книга Андруховича снискала также большой урожай положительных рецензий западных СМИ. Впрочем, присутствие Андруховича в Германии не ограничилось одной книгой. Именно в 2005-м он открыл Европе свою ипостась драматурга. По его «Перверзиям» в драматургической авторской интерпретации поставлен спектакль «Нелегал Орфейский» в театре Дюссельдорфа. Писатель также удостоен спецпремии в рамках Премии мира имени Ремарка в немецком городе Оснабрюк. А в декабре Андруховича назвали лауреатом Лейпцигской литературной премии европейского взаимопонимания (денежная часть награды — 15 тыс.евро). Очевидно, что «наступление» Андруховича на Германию не ослабнет и в 2006-м. Издательства предполагают публикацию других романов писателя — «Московиада», «Рекреации», «Перверзии». Кстати, последняя книга именно в 2005-м издана в США (переводчик Майкл Найдан) и названа там одним из рецензентов «Мастером и Маргаритой» нашего времени. Кроме прочего, книги Юрия Андруховича в течение года издавались в Польше, Венгрии, Испании. Писателю по праву принадлежит миссия главного локомотива современной украинской литературы на европейском пространстве.
Святослав ВАКАРЧУК… «тому що…» без фальсификаций и приписок оставался самым кассовым и востребованным роко-попсовым исполнителем Украины 2005-го. Это тот случай, когда не нужно раздавать десятки, а то и сотни пригласительных, чтоб заполнить залы — публика и так осаждает кассы. Здесь уточнение: кроме Вакарчука, сегодня практически никто из отечественных исполнителей не в силах собрать столичный Дворец спорта. Святославу удалось. Даже несколько раз. Вакарчук сфокусировал и в своем творчестве, и в своем имидже как масскультовские технологии, так и попытки оставаться свободно творящим художником, как бы оторванным от шоу-шаблонов. Новый альбом Gloria в первые дни выхода установил рекорды продаж. Вакарчук оказался также самым медийно востребованным персонажем: по количеству обложек, публикаций и телемельканий с ним вряд ли кто сравнится. Новый статус исполнителя — советник президента — добавил ему дополнительную порцию общественной популярности. Хотя трудно предположить, что ценного он в итоге насоветовал главе государства…
Богдан СТУПКА… «тому що…» по итогам 2005-го мог бы претендовать на эксклюзивный спецприз… Любое упоминание Ступки в чартах популярности — как бы трюизм. Он и так «наше все». Много снимается. Активно руководит подведомственным ему Театром имени Ивана Франко. Десятки интервью, призы на международных фестивалях. Но вот в 2005-м его действительно стоило наградить статуэткой с выгравированной надписью «За честь и достоинство». Мотивировка не предполагает «выслуги лет». Это отличие за мудрость позиции, нравственность поступков и великое достоинство оставаться «над схваткой». Всем известна история почти что публичной травли большого артиста, развязанная некоторыми его оппонентами-коллегами… Эфиры и страницы кровоточили от одиозных обвинений и потоков грязи в пылу постреволюционных «разоблачений» (казалось бы, в «войну» втравили и женщин, и детей). Ступка не снизошел до «ответов». Не опустился до уровня кухонной перебранки. Он выпускал спектакли: один хуже — «Ромео и Джульетта» (режиссер В.Козьменко-Делинде), другой лучше — «Шякунтала» (талантливая орнаментально-визуальная экспликация режиссера Андрея Приходько по мотивам индийского эпоса с участием молодых актеров). Он честно работал. Чего и в дальнейшем ему пожелаем.
Олег СКРИПКА… «тому що…» в 2005-м бросил перчатку архаично-патриархальному ведомству по вопросам геральдики (при президенте страны), раздающему налево-направо звания в нашей стране. Скрипка демонстративно отказался от звания «заслуженного»… Как от атавизма прежней эпохи (впрочем, по некоторой версии, он отказался, обидевшись, что не дали сразу «народного»). Олег, как и «ЗН», уверен, что звание — это имя. Это востребованность зрителем. А не командно-административные подачки некоторым малоизвестным «шестеркам» от культуры. За отчетный период Скрипка также ярко дебютировал на драматической сцене — в спектакле Театра имени Ивана Франко «Наталка-Полтавка». Он юморно, иронично и пластично «выдал» на сцене классический образ выборного Макогоненко, а сам спектакль талантливо аранжировал своими фирменными ритмами, не ущемив авторские права Лысенко. «Наталка» франковцев стала главной театральной аншлаговой сенсацией 2005-го.
Иван МАЛКОВИЧ… «тому що…», повергнув в ужас и недоумение конкурентов, обогнал шустрых коллег-книгоиздателей и первым в СНГ (а также одним из первых в Европе) выпустил шестой том приключений волшебника-недоучки — «Гарри Поттер и принц-полукровка» — на украинском языке. Литературные критики считают, что за волшебным имиджем доброго сказочника Малкович скрывает претензии настоящего «культурного империалиста», которому по силам обогнать не только польских и российских переводчиков, но, возможно, печатать очередного Поттера в унисон с премьерой оного в… Великобритании.
Игорь СТРЕМБИЦКИЙ… «тому що…» стал центровым героем отечественного кино. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского международного кинофестиваля за фильм «Подорожні», созданный Стрембицким и Натальей Конончук, проросла на нашей почве впервые. И это, без преувеличения архиважное событие, как заметил бы небезызвестный вождь. Многим известна история мытарств молодых кинематографистов, которым не просто было уехать на фестиваль из-за минкультовской волокиты, из-за бессмысленности чиновничьих фокусов. И все же прорвались. Трудности закалили. Все ждут продолжения.
Тина КАРОЛЬ… «тому що…» оказалась главным открытием отечественного шоу-бизнеса за истекший период. А засветил ее международный конкурс молодых исполнителей «Новая волна» в Юрмале, где Тина заняла второе место, получила 50 тыс. долл. от Пугачевой — и оказалась фактически центровой сенсацией балтийского мероприятия. Индекс упоминаний о Кароль заслонил даже имя обладателя Гран-при. Молодую украинскую исполнительницу тут же активно взяло в оборот ТВ (и здесь кроется тревожный симптом, поскольку прежде важны репертуарные наработки, а затем мелькание в игровых шоу). В Юрмале украинские телебизнесмены делали ставку на питомца народного шоу «Шанс». А победила как бы «темная лошадка» — Тина. Но в ее лице победил и профессионализм, и вокальные данные — довольно эксклюзивный раритет для отечественной эстрады.
Андрей ХАЛПАХЧИ… «тому що…» несмотря ни на что, вопреки всему, преодолевая «все», обнадеживая «всех», провел в Киеве очередной международный кинофестиваль «Молодість», причем на достойном репертуарно-художественном уровне. Организационные проблемы феста — старая песня (иногда мероприятию не хватает лоска, праздничного антуража). Но качественный подбор собственно кинопродукции многое компенсирует. Дом кино во время «Молодості» переполнен. В столичных кинотеатрах во время демонстрации фестивальных программ залы тоже под завязку. Кино не как коммерческий продукт, а как художественную ценность пропагандирует Халпахчи, преодолевая финансово-административные барьеры. И на этот раз куратору «Молодості» удалось обрамить фест премьерными картинами европейских киногениев Романа Полански (мэтр персонально прибыл в Киев и Кшиштофа Занусси. Халпахчи, пожалуй, единственный в стране вспомнил о юбилее великого украинского фильма «Тени забытых предков», отметив специальным призом на «Молодости» замечательную Ларису Кадочникову, одну из любимейших актрис Параджанова.
Павел ГРИЦАК… «тому що…» на его хрупкие юношеские плечи легло основное бремя организации и проведения «Евровидения-2005» в столице нашей родины. Стоит ли возвращаться к скандалам, сопровождавшим подготовку крупнейшего форума… На УТ после революции поменялось начальство. Бунтовали художники (в связи с отсутствием тендера). Куда нужно лились денежные потоки. Кого нужно назначали в конкурсанты госчиновники. С ума можно было сойти внутри свистопляски… «Любимчик Пашка», как некоторые его называют, прежде подвигший Руслану на европодвиг в Стамбуле, не растерялся, а последовательно и технологично ринулся в текущие проблемы. Как известно, «Евровидение-2005» с организационной и телевизионной стороны, прошло относительно достойно. Без накладок. Без непредсказуемых коллизий. И во многом здесь заслуга Грицака. Что касается остальных евронюансов в связи с конкурсом, например финансовой стороны данной медали, то это, право, не тема данной публикации, а, возможно, материал для расследовательских рубрик...
Любко ДЕРЕШ… «тому що…» показал пример еще одного качественного рывка отечественных писателей на западные книжные плантации. При этом нужно учитывать, что в литературу Дереш явился 17 лет от роду. Его роман «Культ» заметили во Львове (издательство «Кальварія»), но… подписывать контракт не смогли из-за несовершеннолетия автора. (На помощь тогда пришли родители.) Дереша сегодня называют молодым писателем, который сумел соединить в своем творчестве «кровавого» Баркера, «мистического» Кинга, «наркотического» Велша, приправленных взрывоопасной смесью актуальной молодежной тематики из реалий современной Украины. Дереш объявил крестовый поход «форматной» украинской прозе, явив миру способности жонглировать самыми проверенными временем (и долларом) приемами, которыми пользуются монстры современной массовой литературы. Дереш — студент экономического факультета Львовского национального университета по специальности учет и аудит. В 2005-м его «Культ» был издан польским издательством, впоследствии с этой книгой уже знакомился и немецкий читатель. Недавно поляки снова познакомились с книгой Дереша «Архе». В Европе интересы украинского писателя представляет известное издательство «Зуркамп». Немецкий тираж «Культа» разлетелся в десять раз быстрее, нежели в Украине. Уже сейчас его романы готовятся к публикации в Италии, Испании, Голландии, Бельгии, Финляндии, Сербии. Продолжение следует…
Кирилл Карабиц… «тому що…» оказался одним из немногих украинских дирижеров, почувствовавшим себя весьма комфортно в европейских ритмах и оркестрах. Как недавно сообщалось на страницах «ЗН», Карабиц представил в Страсбургской опере «Евгения Онегина» Чайковского. И западная пресса отнеслась к этой премьере более чем благосклонно. Год назад Кирилл получил приглашение стать главным дирижером в Страсбургском оркестре. Приглашение принято. Результат налицо. Уже в 2006-м Кирилл планирует реконструировать на сцене Национальной оперы Украины «Наталку-Полтавку» Лысенко. Предполагается, что будет особое звучание одного из лучших наших оперных шлягеров, сотканное из фольклорных мотивов.
Ежи Гофман… «тому що…» на кинофестивале «Молодість» дал отличный «мастер-класс» многим отечественным режиссерам. И показал, как можно и нужно снимать добротное просветительское кино… Речь о пока еще незавершенном проекте Гофмана «Украина». Фильме, в котором даже самые спорные исторические коллизии подаются без тенденциозных акцентов. Странно, что за все годы независимости наши кинематографисты не сумели снять ни одного внятного, «безшароварного» профессионального фильма об истории своей страны. И совсем не странно, что это сделал выдающийся польский режиссер, почтенный возраст которого никак не сказывается на качестве и энергичности материала. Правда, стыдно, что в связи с тем же Гофманом некоторые наши кинематографисты пытались было устраивать «акции протеста», возмущаясь его намерениями заняться экранизацией «Тараса Бульбы» Гоголя… В России сегодня объявлено о запуске сразу двух «Бульб» — опять будем протестовать?