UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО ПРИДУМАЛ «ПРОМЕТЕЙ»

Героев знают в лицо. Телевидение и пресса свою работу сделали. Обладатели премии «Человек года-96» «Прометей-престиж» нынче известны каждому в Украине...

Автор: Алексей Кононенко

Героев знают в лицо. Телевидение и пресса свою работу сделали. Обладатели премии «Человек года-96» «Прометей-престиж» нынче известны каждому в Украине. Так должно быть. Но мне лично интересно, кто же все это придумал и сделал, «пробил» идею и воплотил? Думаю, не я один такой, интересующийся. Уважаемые читатели, давайте знакомиться: председатель правления социально-общественного фонда «Дзвони майбутнього», генеральный продюсер общенациональной программы «Человек года» Аркадий Райцин; генеральный директор социально-общественного фонда «Дзвони майбутнього» Михаил Живаев; главный режиссер-постановщик заключительной церемонии во Дворце «Украина», известный кинорежиссер Владимир Балкашинов.

- Кем, когда и как было задумано это «сумасшедшее» действо - программа «Человек года»?

А.Р.: Идея родилась в мае 1995 года. Для этого был основан специальный фонд «Дзвони майбутнього», задачей которого была реализация ряда культурологических, социальных, гуманитарных проектов. Именно в этом фонде отрабатывалась первоначальная схема акции «Человек года-95». Акция была проведена в экспериментальном порядке в рамках Приднепровского региона. Во-первых, чтобы посмотреть реакцию со стороны общества, населения, средств массовой информации, государственных, общественных структур; во-вторых, чтобы отработать схему на малых формах.

В первый год проведения акции «Человек года» схема отличалась от нынешней. В 1995 г. анкетировались респонденты. Было получено около 21 тысячи анкет, которые распространялись в организациях, учреждениях и т.д. Происходило все в Днепропетровской области. Изначально акция проходила в тесном контакте с масс-медиа.

В результате был получен рейтинг популярности лиц по результатам 1995 г. Мы понимали, что при экспансии этой программы на общенациональный уровень схема должна быть во многом усовершенствована.

Еще одной концептуальной особенностью этой программы было то, что мы, в отличие от распространенной мировой практики учреждения специальных премий в узкопрофессиональной сфере деятельности: кинематография, литература, поэзия, популярная музыка, сделали свою программу в очень широких профессиональных направлениях, которые охватывают основополагающие пласты общественной и профессиональной жизни нашего государства.

Т.е., мы хотели и хотим этой акцией показать, что есть выдающиеся люди первого эшелона: политики, парламентарии, дипломаты, бизнесмены, но не менее общественно признанными должны быть знаменитые спортсмены, юристы, деятели академической культуры, журналисты... Достаточно много есть профессиональных людей в разных сферах, и их заслуги должны быть обществом признаны.

Итогом акции «Человек года-95» стала торжественная церемония, которая состоялась 2 марта 1996 года в Днепродзержинске. Уже тогда церемония была построена по всем канонам, принятым в мировом жанре подобных церемоний. Естественно было сделано то, что позволяли рамки дворца культуры «Химик» г.Днепродзержинска. Увидев положительную реакцию - были получены приветствия Президента, Верховной Рады, было достаточно много гостей, солидное внимание было уделено со стороны прессы, - мы поняли, что общество готово к тому, чтобы эту программу экстраполировать на общенациональный уровень.

После некоторой паузы был сделан мозговой штурм и была разработана концепция общенациональной программы «Человек года-96», которая строилась уже по совершенно другой модели.

- Как много людей было задействовано? Я имею в виду «рабочих лошадок», штаб, ну и, конечно, экспертов и т.д.?

А.Р.: Всю организационную, техническую и интеллектуальную работу в программе в основном делали два человека, руководители фонда «Дзвони майбутнього», они же - авторы идеи программы «Человек года»: ваш покорный слуга и Михаил Живаев - генеральный директор фонда. Естественно, есть помощники, есть персонал, который выполняет распоряжения и поручения, но основная часть работы по внедрению концепции, по отработке, по связям со средствами массовой информации, по поиску финансовых партнеров, по отработке рекламной кампании - ведь средства можно вкладывать и в потенциальные возможности проекта, - выполняли два человека. На стадии подготовки торжественной церемонии программы была уже подключена достаточно серьезная режиссерско-постановочная группа во главе с режиссером-постановщиком Владимиром Балкашиновым. Мы с ним знакомы уже восемь лет и первая наша совместная работа в 1988 году получила хорошую огласку. Потому по вопросу приглашения режиссера у нас сомнений не было. Балкашинов режиссировал действо в Днепродзержинске, а через год - в Киеве. Он очень тонко чувствует все необходимые моменты, чтобы праздник происходил стильно, красиво, весело. Слава Богу, что у нас в Украине есть режиссеры с хорошим вкусом.

- Не было сомнений, что пора выходить на общенациональный уровень?

М.Ж.: А что делается без сомнений? Мы просто знали, как и что делать, верили, что можем сделать и что это нужно делать. За основу был взят двухуровневый принцип выдвижения и определения лауреатов и обладателей титула. Базовый, основной уровень был возложен на журналистов-экспертов, которые видят мир и роль личности в этом мире более объемно, чем рядовой респондент. Мы постарались, чтобы в число экспертов попали журналисты известные, с чьим мнением общество считается, к кому прислушиваются. К тому же, все области получили равнопропорциональные квоты по журналистам-экспертам. Схема сработала процентов на девяносто, и это успех. Больше всего «досталось» Киеву, но здесь сосредоточены все наиболее известные и влиятельные издания. В Киеве экспертами выступали известные личности - Николай Канишевский, Николай Княжицкий, Александр Ткаченко, Наталья Кондратюк, Вячеслав Пиховшек и другие.

Очень важная особенность: каждый из экспертов в течение года мог шесть раз голосовать экспертными бюллетенями, тем самым мог менять свою точку зрения по поводу кандидатур, если эти люди чем-то себя проявили с негативной или с позитивной стороны. Обычно в других странах эксперты выдвигают кандидатуру один раз и не могут изменить свое мнение.

Реально голосовало 192 эксперта-журналиста, было обработано 1187 экспертных бюллетеней. Считаю, что можно говорить о выработке объективного мнения.

- А кто выносил окончательный вердикт?

А.Р.: Был сформирован высший академический совет из числа очень авторитетных, влиятельных и представительных людей, чье мнение в государстве является достаточно основополагающим. По результатам первого этапа - журналистского - в каждой из номинаций определились по три лауреата. 10 января 1997 года на пресс-конференции они были объявлены. В течение месяца члены высшего академического совета тайно голосовали по этим трем претендентам. В итоге были определены обладатели титула «Человек года» в каждой номинации.

- Сошлось ли мнение журналистов-экспертов с мнением членов академического совета?

М.Ж.: B некоторых номинациях мнение не совпало. Но в лауреаты программы попали люди достойные, которые действительно своей профессиональной деятельностью в 1996 г. сделали много для того, чтобы наше государство шло в цивилизованное европейское сообщество. Определить одного победителя из троих достойных в каждой номинации было ох как непросто...

- Много было скептиков после «Человек года-95»?

М.Ж.: Достаточно. В нашем обществе скептиков вообще больше, чем оптимистов. Были и возгласы: «Пир во время чумы!» Но нельзя жить все время плохо. Есть здоровая часть общества, которая осознает это и стремится делать все для создания нормальной жизни. Наша цель - поддержать этих людей, которые ведут государство в нормальное цивилизованное будущее. Во-вторых, мы хотим сделать, чтобы отток выдающихся личностей в культуре, в науке, в спорте в другие государства за более высокими заработками, даже за более высокой общественной оценкой труда и достижений, был уменьшен. В-третьих, появляется стимул для людей, которые хотят иметь оценку своих достижений. Мы способствуем тому, чтобы круг элиты становился с каждым годом все шире.

- Каковы отклики и оценки вашей акции зарубежными деятелями, прессой?

А.Р.: Мы сознательно пригласили большое количество представителей зарубежного дипломатического корпуса и миссий. Около ста пятидесяти мест в зале занимали высокие зарубежные гости. В течение нескольких дней после заключительного действа акции к нам обращались из посольств и представительств с просьбой предоставить материалы. Нам очень приятно, что в числе награжденных премией «Прометей-престиж» оказался посол Франции господин Шоссар, что в числе наградных пар на сцену выходил Чрезвычайный и Полномочный посол Канады. Думаю, наша программа «Человек года» помогает Украине выходить на европейский уровень. То, что мы ценим и отдаем должное своим выдающимся личностям, поощряется и уважается в цивилизованном обществе.

- Читатели «ЗН» знают, что Владимир Балкашинов умеет снимать классные фильмы. Оказывается, Балкашинов умеет ставить и респектабельные светские представления?

В.Б.: Сегодня я, наверное, могу сказать, что умею. Но в процессе подготовки заключительной церемонии я и вся режиссерская группа - мы многому учились. Потому что в Украине нет аналогов проведения подобных церемоний. Пока не состоялся этот действительно красивый праздник, я не знал, действительно ли я умею это делать.

- Много ли было сложностей?

В.Б.: Много. Начнем с того, что сценарий писался где-то полгода. Это без преувеличений. Мы искали ключ, ход, подбирали к каждой номинации достойный пример из древних легенд, перечитывали мифологию. Кроме того, внимательно изучали мировую практику проведения подобных мероприятий. Что-то брали, от чего-то отказывались. Мы не могли, зажатость нашего общества еще не позволила нам сделать ведущими каждую наградную пару, как это есть на «Оскаре», потому у нас были ведущие всей церемонии, которые удачно выступили связующей ниточкой, был закадровый актерский голос. Вообще, когда началась церемония, очень многое зависело только от ведущих и они мастерски выходили из некоторых непредвиденных ситуаций. Мероприятие было такого уровня, так много присутствовало известных людей и знаменитостей, что я до сих пор просыпаюсь в холодном поту от мысли о какой-нибудь накладке или нестыковке. Слава Богу, все удалось.

А.Р.: Все, что происходило, отличалось от просто эстрадной тусовки или правительственного концерта. Мы очень волновались за наградные пары. Ведь все люди известные, мы их специально приглашали на репетиции. И получилось превосходно. Они все были живые, говорящие, красивые. Это большая удача. Не получилось скучно.

- Это были не манекены. Они на сцене выглядели личностями, какими они и есть в повседневной жизни.

А.Р.: Важно и то, что главные действующие лица помогали «оживить» действие. Например, Юлия Мостовая, получая награду, пошутила и тем самым как бы задала тон раскованности остальным обладателям премии.

В.Б.: Кстати и вовремя подключился к работе над сценарием Юрий Рыбчинский - любое дело нуждается в уверенной руке мастера. Классную музыку написал Владимир Быстряков, и песню, и заставки на выход каждой наградной пары. Да и сама сцена жила, соответствовала действию, в чем несомненная заслуга фирмы «Ангажемент» и ее руководителя Николая Тарасенко.

Многие мелкие накладки, которые, казалось бы, неизбежны, не произошли «по вине» людей, работавших во время подготовки праздника. Например, режиссер-координатор Анатолий Вишневский выполнял техническую работу, но когда я подумал, сколько он предусмотрел и сделал, я понял, что без таких ответственных и преданных делу исполнителей второго эшелона это действо вряд ли состоялось бы.

А.Р.: Сколько людей причастны… Нам очень приятно, что наши основные финансовые партнеры, генеральные спонсоры программы и торжественной церемонии, меценаты не только остались довольны, но и заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.

- А какова стоимость программы и торжественной церемонии?

А.Р.: Все, что было сделано, стоило здоровья, ума, нервов, времени многих людей. Если перечислять всех, - и фирмы, и поименно, - нужна страничка «ЗН». Мы благодарим всех, потому что программа «Человек года-96» и заключительная торжественная церемония состоялись благодаря каждому сопричастному!

- А программа «Человек года-97» уже началась… «ЗН» искренне желает удачи!