Заключительный месяц 135-го театрального сезона в Национальной опере был ознаменован появлением ее ведущего солиста, народного артиста Украины (1999), лауреата Национальной премии им. Т.Шевченко тенора Михаила Дидыка. Публика могла послушать своего кумира в «Пиковой даме» и «Евгении Онегине» Чайковского. На протяжении года певец успешно выступает за рубежом, но в конце каждого сезона приезжает в Киев и поет здесь два-три спектакля. Этот сезон не стал исключением, и долгожданная встреча вновь состоялась.
Михаил Дидык — удивительно талантливый певец и актер. В 1991 году закончил Национальную музыкальную академию Украины им. П.Чайковского и в 1993 году — аспирантуру при академии (класс В.Третьяка и В.Тимохина). Стажировался в Парижской опере Бастилия у профессора Анны-Марии Бонди в 1993 году. В 1994-м благодаря инициативе замечательного дирижера Олега Рябова был зачислен в труппу Национальной оперы, где стал ее ведущим исполнителем и любимцем публики. Вскоре его имя засияло и на афишах многих лучших театров мира. Михаил гастролировал во Франции, Швейцарии, Канаде, Германии и других странах. Пел на сценах Финской национальной оперы (Хельсинки), Большого и Мариинского театров (Москва и Санкт-Петербург), Новой израильской оперы (Тель-Авив), Нью-Йорк Сити опера (США). Участвовал в спектаклях под управлением Марка Эрмлера, Маурицио Барбачини, Джорджа Менехена, Джулиано Карелла.
Его дебют на сцене Национальной оперы состоялся 25 мая 1994 года. Он пел Альфреда в опере Верди «Травиата» вместе с примадонной украинской сцены Евгенией Мирошниченко. Это был бенефис певицы. В перспективном молодом певце она видела надежду своего театра благодаря его огромному потенциалу и энергии, прекрасному голосу, огромному актерскому таланту. Год спустя певец дебютировал в премьере «Мадам Баттерфляй» Пуччини, исполнив партию легкомысленного красавца-офицера Пинкертона и вновь продемонстрировав высокий вокальный и актерский уровень.
В 1998 году Дидык предстал перед публикой в роли развратного и коварного Герцога Мантуанского в возобновленном «Риголетто» Верди. Благодаря его блестящим вокальным и актерским данным образ получился великолепным, насыщенным и правдивым. За прекрасное исполнение этой партии певец был удостоен малой Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко. В партии Рудольфа в премьере «Богемы» Пуччини его блестящая актерская работа стала высочайшим исполнительским достижением спектакля. Он был будто создан для роли юного, искреннего, нежного и страстного поэта. В том же 1998-м Михаил спел Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского, представив собственную интерпретацию этой поэтической и лирической партии. В ней сочетались романтическая мечтательность и печаль юного поэта с молодецким задором и пылкой страстью.
Со времени дебюта Михаила Дидыка на сцене Национальной оперы прошло девять лет, за этот период певец уверенно заявил о себе не только в Киеве, но и покорил сцены многих театров мира, завоевал любовь и признание зрителей и на родине, и далеко за ее пределами.
22 июня этого года Дидык исполнил партию Германна в «Пиковой даме» Чайковского. Опера создавалась, по словам композитора, «с самозабвением и наслаждением» и была написана за сорок четыре дня. Эта музыкальная драма потрясает психологической достоверностью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи и напряженностью музыкально-драматического развития.
Первое ариозо «Я имени ее не знаю» звучало то элегически нежно, то порывисто-взволнованно; в нем отражалась чистота и сила чувства героя. Михаил прекрасно создал образ Германна — человека с огромным воображением и сильными страстями, который, оказавшись в обществе, подчиненном беспощадной власти денег, становится его жертвой.
Профессионализм и актерская игра Дидыка заслуживают восхищения и похвалы. В финале третьей картины певец показал перелом в сознании Германна, руководимом неотвязной мыслью о трех картах; в начале пятой картины он блестяще исполнил страстный монолог «Все те же думы, все тот же страшный сон». В шестой картине, когда лирический дуэт с Лизой «О да, миновали страданья» сменяется замечательной по психологической глубине сценой бреда Германна о золоте, в седьмой, в арии «Что наша жизнь? Игра!», его герой упоен победой и жестокой радостью. Певец прекрасно воплотил этот сложный трагический образ, передал глубину чувств, постоянную смену настроения и эмоциональное напряжение героя.
Неделю спустя Дидык пел Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского. Композитор назвал оперу «лирическими сценами», поскольку из пушкинского романа он взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами героев.
В первом действии, исполняя лирически-восторженное ариозо «Я люблю вас, Ольга», певец воплотил образ пылкого романтичного юноши, с чистой душой и восторженными чувствами. Сочетание высочайшего вокального уровня и превосходной, глубоко осмысленной актерской игры, умение свободно держаться и правильно подать себя на сцене завораживают и восхищают. Исполняя во втором действии ариозо «В вашем доме» — проникновенное воспоминание о прошлом — певец замечательно передал перемену настроения, ревность, отчаяние и крушение надежд Ленского.
В начале пятой картины звучит элегическая ария «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни», полная печали, светлых воспоминаний и тягостных предчувствий героя. Михаил исполнил ее удивительно искренне и вдохновенно. Его превосходный, хорошо контролируемый голос, с впечатляющим средним и высоким регистрами и красивым теплым тембром, завораживал чистотой и целостным звучанием
В июле этого года Михаил гастролирует по Испании, а в сентябре исполнит партию Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» Пуччини в Пасифик Опера (США). Столичная же публика снова встретится с любимым тенором через год.