UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто есть кто и кто был с кем?

В Киев не едет Сергей Лукьяненко, горячо любимый молодежью и подростками московский писатель-фантаст, автор нашумевшего «Ночного дозора»...

Автор: Яна Дубинянская

В Киев не едет Сергей Лукьяненко, горячо любимый молодежью и подростками московский писатель-фантаст, автор нашумевшего «Ночного дозора». Организаторы запланированной еще на декабрь акции «Магия дозоров» теперь всерьез побаиваются, что мэтра не удастся вырвать из рук юных поклонников не поврежденным телесно. Вернее, бывших поклонников.

— Что там творится в Интернете? — недоумевает продавец с Петровки. — Все как сговорились: «Не буду я больше этого Лукьяненко покупать!»

А ничего особенного. Фантаст всего лишь поздравил «своих украинских читателей» с выборами президента. Чего, не являясь главой иностранной державы, вполне мог и не делать. Но тем не менее счел нужным.

«Я рад, что возобладало мнение молодых, крепких, веселых студентов, которые вместо скучных занятий провели месяц на Майдане, а не «грязных шахтеров, копошащихся под землей и привыкших к рабству». Я рад, что теперь культуру Украины возродят люди, твердо знающие, что русский язык — «язык блатняка и попсы…»

Взрыв ответного интернет-возмущения вчерашних фэнов Лукьяненко большей частью непригоден для цитирования. Не стоило бы цитировать и самого автора «Ночного дозора» и «поздравления» украинцев, если бы не важный момент, касающийся далеко не только его одного.

Перемещаясь в прошлое, оранжевые события в Украине все настойчивее ставят вопрос: кто был кем в этой совсем еще свежей, но уже истории? С кем был, как повел себя, как позиционировался? Вопрос тем более острый, чем крупнее масштаб фигуры, которой он адресован.

Первыми его подняли — еще до окончания революции — журналисты, и в медийной же сфере нашлись первые (не исключено, что и последние), кому пришлось на него ответить. Благо одиозные фигуры вроде Корчинского, Пиховшека и Киселева успели настолько вжиться в образ «телекиллеров», что о какой-то двойственной трактовке их позиции не могло быть и речи. Впрочем, спрос на «работу» подобного рода есть всегда, а настоящих профессионалов, как ни странно, не хватает.

С политиками еще проще: от публичных деятелей этой сферы никто никогда и не ждет верности каким-либо идеалам и цвету любимого шарфика. Думаю, не ошибусь, предположив, что, несмотря на все призывы к люстрации, в будущем на властном олимпе и у его подножия замелькают те же самые лица.

Эстрадные звезды, по которым водораздел прошел наиболее показательно, данный вопрос при желании могут и вообще проигнорировать. Они играют на другом поле, поле шоу-бизнеса, само определение которого предполагает ставить деньги во главу угла. И если рейтинг Русланы и «Океана Эльзы» под революцию подскочил до небес, а ребята из группы «Гринджоли» будут, мягко говоря, не очень умными, если проворонят свой шанс, — то Билык, Могилевская и Повалий могут разве что подсчитать упущенную выгоду, но не более того. Потребители подобной музыки всегда знали цену в зависимости от «политической позиции» своих кумиров. И не собираются помнить о ней до следующего сезона.

В куда более сложном положении оказались те, кто действительно претендует на роль деятелей культуры в высоком, пусть и слегка заезженном смысле. На роль моральных авторитетов нации. Для каждого из них в разгар событий рано или поздно наступил момент, когда промолчать, не подать свой действительно весомый голос в поддержку той или иной стороны было бы равносильно отмежеванию от собственного народа.

Творческие люди редко могут похвастаться тем, что хорошо ориентируются в политических процессах. Я отлично понимаю тех, кто именно по этой причине избрал позицию «над» и «вне» политики. Однако вряд ли даже самые талантливые писатели, поэты, художники, режиссеры, чьи имена никак не прозвучали в переломный для страны момент, могут считаться ее моральными авторитетами.

С другой же стороны, в те дни, когда поистине решалось все, когда все вопросы стояли самым острым ребром, когда мы понимали, что «на войне как на войне», — далеко не каждый мог и считал нужным формулировать свои мысли и взгляды взвешенно, с оглядкой на оценку истории. И Юрию Андруховичу со товарищи еще не раз придется доказывать на севере от Украины, что под «языком блатняка и попсы» они имели в виду вовсе не то, о чем все там почему-то подумали. И резко отреагировавшему тогда Марку Захарову еще долго не отмыться от клейма «российского шовиниста». Как будто не его страшный и честный фильм о свободе и несвободе «Убить дракона» мы не один раз пересмотрели за время революции…

Вопрос «с кем вы, мастера культуры?» сегодня напрочь потерял свою риторичность. «Я была тогда с моим народом», — косвенно отвечала когда-то на него Анна Ахматова…

Во времена потрясений нам очень хочется, чтобы те, кому мы верим, были с нами. Но любим их все-таки не за это.

…А Сергей Лукьяненко, тоже моральный авторитет для многих, недавно получивших право голоса и отстоявших его на Майдане, наверное, все-таки приедет в Киев. Весной, на фантастический конгресс «Портал». И, думаю, к тому времени фэны уже передумают закидывать мэтра апельсинами и другими тупыми предметами.

Возможно, ему расскажут, что «Ночным дозором» называлась программа в ночь выборов на «5 канале». И охранники палаточного городка в оранжевых балахонах.