АЛЕКСАНДР ИТЫГИЛОВ: Он по инерции — «младший». Поскольку его отец — тоже Александр Итыгилов — известный оператор и режиссер («Как закалялась сталь», «Обвиняется свадьба», «Продается медвежья шкура», «Встреча», «Свидание», «Смиренное кладбище»), а мама — актриса Ольга Матешко. Итыгиловмладший активно работал в рекламе. Но особое внимание кинокругов обратил на себя после проекта «Кофеман» — о нем тогда заговорили как об одном из перспективных молодых кинематографистов. На новогодние праздники «1+1» представил премьерный фильм Итыгиловамладшего «Давай поиграем!» — детское комедийное кино, эксклюзивный на сегодня жанр.
— Кто из ваших однокашников сегодня остался именно в киноиндустрии, а не ушел, скажем, в рекламу или иной бизнес?
— Вообще судьба почти у всех сложилась благополучно. Я учился с Асей Хребтовой, с Пашей Поповым, с Сергеем Наталушко. Только в игровом кино сегодня все достаточно неоднозначно. Это до 1996 года были какие-то планы и разнарядки, согласно которым выпустившиеся спецалисты могли работать на разных студиях, затем профессионально расти, получать категорию. Вскоре, как известно, эта схема была нарушена, поэтому кто где мог, там и устраивался. Сегодня многие кинематографисты начинают свой путь на ТВ. Я вот тоже достаточно продолжительное время занимался рекламой.
Если честно, то мне морально тяжело было заниматься рекламой. В принципе этот бизнес очень динамичный, интересный, приносящий выгоду. Но заниматься этим продолжительное время невозможно. Нет роста. Я отдал рекламе десять лет, первый ролик снимал еще в институте — в 1993 году. Ну и, грубо говоря, за десять лет вырос из этих коротких штанишек. Поэтому и начал пробовать себя в других жанрах — сериалы, документальное кино. Потом и этим пресытился.
— В каких сериалах вы работали?
— У нас когда-то запускался подобный «Ментам» восьмисерийный фильм «Сегодня и всегда». Потом я снимал «Герои моды». К сожалению, эта картина только в России вышла. Затем — «Камера-кафе». А над сериалом «Моя прекрасная семья» только начал работу, и вскоре ушел на проект «Давай поиграем!»
— Расскажите о студенческих годах. Кто были вашими учителями?
— Я закончил институт имени Карпенко-Карого. И у меня «смешанный» диплом — режиссер кино, театра, телевидения. Вообще, все жанры пришлось попробовать во время обучения. Моя дипломная работа — черно-белая 20-минутная короткометражка «Ветер в лицо». Очень простая история о первой юношеской влюбленности. Скажем, о том, что последствия этого чувства остаются на всю жизнь, но все зависит, как к этому относиться. В моем случае печальный финал, но, тем не менее, проживая какой-то период времени, молодой человек понимает, что это и есть хеппи-энд.
Потом Минкульт продолжил проект «Любовь — это…», где снимали короткометражные работы разные молодые режиссеры. И я тоже в рамках этого проекта сделал «Кофемана». Кого запомнил из учителей? Вячеслав Криштофович — мастер, которому я очень признателен. Станислав Бориславович Чернилевский большую роль сыграл в становлении нашего курса. Я всегда в институтские годы пробовал устраиваться на подсобные работы в кино, чтоб узнать изнанку кинопроцесса. Ведь это очень важно во время производства — понимать проблемы людей. Своим родителям я благодарен за то, что они мне всячески помогали. Всегда брали на съемочную площадку, предлагали читать соответствующую литературу.
— Видимо, ваш выбор профессии был определен в семье?
— Это не совсем так. Параллельно с кинематографом я мечтал еще и о карьере военного. Хотел поступать в Московский военный институт. Но вот в 14 лет я уже окончательно «заболел» кино. А закончил институт уже аж в 25 лет, поняв, что староват для военной службы. Вот на позапрошлый Новый год снимал спецпроект «Солдаты». Очень забавная история. Думаю, у нас она симпатично получилась. Мы придумали такую фабулу: два генерала, которые ранее служили в Советской армии, встретились перед Новым годом — один служит в России, а другой — в Украине. И как это бывает между мужчинами, они поспорили — кто лучше встречает Новый год. Один и говорит другому: «А давай обменяемся командами и проверим…» Русский генерал отправил сюда прапорщика Шматко, капитана Зубова, ефрейтора Соколова… А наш в свою очередь своих подчиненных. И они якобы всеми правдами и неправдами затащили к себе в часть мегазвезд… По-моему, получилось смешно.
— Как вы считаете, что можно сделать на сегодняшний день, чтобы наше кинообразование стало престижней, эффективней?
— Кинообразование — это практика. Вот ее-то у нас мало. Надо, чтобы операторы снимали, режиссеры работали с актерами на площадке. Мы учились как раз в то время, когда не было никакой базы и никакого оборудования. Мой сын уже сейчас всерьез думает о карьере актера (он достаточно эмоциональный). Но у актера счастливый, хотя и тяжелый хлеб. Вот в мультике «Фильм, фильм, фильм» есть фраза «Кто в мир кино попал, тот навеки счастлив стал…»
— Как сегодня молодому режиссеру «выгодней» работать — со студией Довженко, искать частных спонсоров или же самый короткий, но качественный путь — это ТВ, сериалы?
— Я работаю там, где мне предлагают. Потоянного места работы нет. Сразу пишем сценарий, потом приходим в продакшн-студию и предлагаем. Сейчас все стали преимущественно свободными художниками, потому что нет системы, которая была при Советском Союзе.
Хотя в первую очередь все зависит от человека. Надо сильно чего-то хотеть. И приходить, убеждать, что ты можешь это сделать профессионально. И потом, имея свой продукт, довольно легко убедить продюсера, что в тебя можно вкладывать деньги. На первоначальном этапе это может быть даже музыкальный клип, реклама или короткометражка. Но в этом должно чувствоваться твое авторское начало. Вот те люди, которые раньше зарабатывали только на телевидении, начали верить в кино, поэтому кинопрокат и начал возрождаться. И уже не за горами то время, когда количество киноточек увеличится хотя бы до уровня СССР. Ведь кинопрокат при СССР был сопоставим с добычей нефти и продажей водки. Тогда в кино ходили все!
— Какие рейтинги были у вашего новогоднего фильма «Давай поиграем»?
— Оказался довольно приличный рейтинг, даже несмотря на «нерейтинговое» время — 16.00. Я очень доволен актерском составом в этом фильме. Это кино доброе, поэтому недобрыми людьми оно и не могло быть сделано. В главной роли у нас был Миша Федоровский. Этому мальчику девять лет, и по уровню энергии он может сравниться с целой гидроэлектростанцией. Его мама — актриса. Но, имея двух детей, посвящала свое время их воспитанию, нежели карьере, и это принесло свои плоды. Сейчас фильм продается на дисках, а мы уже готовим сиквел, который будет называться «Давай опять поиграем» или «Давай поиграем-2». Инициатором выступили «1+1», СТС и «Украинская медиагруппа». Думаю, актеры и съемочная группа останутся те же, хотя появится и много других героев. Да и сама история будет совершенно иная. Сейчас мы на стадии разработки идеи. Конечно, рассчитываю, что режиссером буду я, а оператором останется Сережа Борденюк… Думаю, в «Давай поиграем-2» будут и таинственные острова, и современный театр, и подводные гонки…
— Кого из молодых украинских активно работающих режиссеров – своих коллег — вы могли бы сегодня вознести на верхушку «рейтинга участников»?
— На мой взгляд, Лесь Санин очень талантливый человек. Ребята из проекта «Любовь — это…» тоже молодцы. В любом случае для режиссера важно доводить дело до конца, быть профессионалом. А удача или неудача — это субъективная оценка, здесь много факторов. Особенно в нашей стране. Знаю, что многие неоднозначно оценивают фильмы Оксаны Байрак. Но она молодец в том плане, что никогда не меняется и всегда твердо идет по намеченному пути. Даже в институте она хотела получить «Оскар»! У нее такая, может, и завышенная планка. Она даже брала кредиты в банке и за свои деньги снимала полнометражные ленты, рискуя всем. Тогда никто не снимал, а она снимала. И поэтому надо отдать ей должное. Знаете, если бы все были скромные, то мы бы не видели украинского кино вообще. Кто-то же должен быть ледоколом.
— Вот вы сказали, что у вас «миксовый» диплом, и по одной из специальностей вы — театральный режиссер. А не хотели бы себя попробовать в каком-нибудь театральном проекте?
— Да, интересно было бы поставить пьесу. Но на сегодняшний день я как-то выпал из театрального процесса. Хотя даже не знаю, в каком жанре я бы предпочел работать… Был бы это театр парадокса или пластический… Мне нравится и то, и другое. Вот недавно посмотрел «Гамлет. Сны» Жолдака. На одном дыхании воспринял постановку. Андрей — молодец. Он сделал из обычной харьковской труппы как минимум европейскй театр. Это подвиг. Мы же, киношники, всегда задавались вопросом: ну как можно полтора-два часа выдержать общий план? А он легко поборол эту проблему.
— А как вы относитесь к недавнему витку полемики в вопросе дубляжа иностранных картин на украинский язык?
— Я противник всякого насилия. Все должно проходить естественным путем. Никакие манифесты и постановления здесь не помогут. Языковая политика должна быть повернута так, чтобы было модно снимать или дублировать фильмы на украинский язык. Надо прививать эту культуру. Вот я, например, смотрел мультик «Сезон охоты» на украинском вместе с коренными москвичами. Так они сказали, что для комедийного жанра наш язык намного больше подходит.
— А что, по вашему мнению, может сделать государство для отечественного кинематографа в процессе его становления?
— Надо брать пример с соседей и посмотреть, как работает Федеральная служба кинематографа в России. В первую очередь это пониженное налогообложение и долевое финансирование. Да, мы не хотим брать пример с нашего северного соседа! Ну тогда давайте будем отличаться от всего мира — перестанем использовать электроэнергию, одеваться в одежду, пользоваться вилками и ножами, откажемся от лекарств! Ну и что? Знаю, что в Великобритании существует целая национальная лотерея, отчисления с которой идут на кино, театр и культуру. А половина суммы от билета, проданного во Франции на американский фильм, уходит на развитие французского кинематографа.
— Расскажите немного о своих кинопристрастиях. И что из новинок можете выделить? Не обязательно оглядываясь на итоги «Оскара».
— Любимые режиссеры — Питер Гринуэй, Ким Ки-Дук, Том Тыквер (очень понравился его «Парфюмер» по Зюскинду), Тарантино. Из классиков — Акира Курасава.