Казацкие могилы |
Лет тридцать назад, когда мы во время школьных туристических сборов сидели у вечернего костра в волынском лесу, мой друг Виталий брал в руки свою обшарпанную гитару с надписью на грифе «Memento mori» и пел шевченковское «Ой, чого ти почорніло, зеленеє поле?» Все замолкали, слушали. У меня и сейчас мурашки по телу бегают, когда я перечитываю эти трагические строки: «Почорніло я від крові за вольную волю. Круг містечка Берестечка на чотири милі мене славні запорожці своїм трупом вкрили».
В Берестечке на Казацких могилах я бывал неоднократно — от дома, в котором провел свое детство, где живут мои отец и мама, до тех мест километров 50. Даже в свадебное путешествие мы с женой ездили именно туда, а не на Гавайи. В январе 2004 года я побывал там уже с сыном. Обычное частное путешествие, не отягощенное редакционным заданием.
Берестечко (первые упоминания о нем датированы XV в.) — один из самых маленьких городов Украины — около 2 тысяч жителей (в 30-е годы ХХ в. — втрое больше). Но, кажется, не было ни одной бури в европейской истории, которая не зацепила бы своим крылом эту территорию. Самая известная для нашего народа — конечно, трагическая битва летом 1651 года между армией польского короля Яна ІІ Казимира и казацким войском Богдана Хмельницкого. Собственно поле битвы находится километрах в пяти от города и даже в соседней Ривненской области, возле села Пляшева. Признаком новейших времен сейчас является только линия электропередачи, пересекающая это поле. А крикливое воронье, парящее над черной землей, кажется, все ожидает повторения кровавого банкета, устроенного для них сумасшедшим человечеством. Может, еще живы вороны, видевшие все собственными глазами? Хотя, пожалуй, нет — орнитологи отмеряют этим антиподам голубей мира возраст не длиннее человеческого...
Рядом с полем, на маленьком островке Журавлиха на речке Пляшивцы, на зафиксированном историей месте гибели 300 казаков, прикрывавших отход основных сил, в 1912 году соорудили храм-памятник. Я и сейчас задумываюсь, почему за пару лет до начала мировой бойни Российская империя, расшатанная событиями 1905—1907 годов, вдруг дала добро на действия, объективно направленные на ее развал. Думаю, не много найдется идеалистов, поверивших, что инициатива и содействие созданию Почаевской лаврой комплекса не получили «высочайшего соизволения». Николай II — покровитель украинской национальной идеи? Абсурд! Тогда почему выбрано место поражения, а не победы? Почему не Пилявцы или Желтые Воды?
Ответ, как всегда, можно найти в мудрых латинских изречениях. «Divide et impera!» Разделяй граждан империи украинцев и поляков, католиков и православных, удерживай агонию дома Романовых вечно. Да и дополнительно зайца можно было убить. Акцент на измене крымского хана позволял поддерживать антитатарские и антиисламские настроения. А то, что тысячи крымскотатарских воинов тоже полегли под Берестечком (см. Пьер Шевалье «История войны казаков против Польщи»), сознательно игнорировалось. Последнего самодержца и империю хитрые пасьянсы и лейб-гвардии Волынский полк не спасали. Но Казацкие могилы остались символом нашей исторической памяти. В 30-е годы, рискуя попасть за решетку в «знаменитую» Березу Картузскую, украинская молодежь собиралась под Берестечком. Мой отец хорошо помнит стычки с польской полицией.
Слава Богу, сейчас уже третье тысячелетие — Россия существует, Украина «ще не вмерла», Польша «не згинела». И мы с сыном, промокшие под все же непривычным в январе густым дождем, идем по шоссе к Казацким могилам. Как и во время предыдущих посещений, мы оказались единственными экскурсантами — зима не сезон паломничества. Хотя основная музейная экспозиция была закрыта на ремонт, нам открыли двери и Михайловской, и Георгиевской церквей, мы прошли по полумраку подземелья, соединяющего эти два сооружения. Там в застекленных нишах стен, в тишине и в окружении икон лежат казацкие черепа, кости, разрубленные, простреленные. Насколько разные эмоции вызывают смиренные мощи киево-печерских старцев и эти разрушенные бывшие вместилища кипучей жизни: у почерневших от столетнего пребывания в торфянике черепов белые нестертые юношеские зубы. Побывайте в этом музее. И что-то в вашей душе обязательно вздрогнет и защемит.
Но не откладывайте путешествие, ибо тревожные признаки того, что Казацкие могилы потеряют статус места интимных раздумий, уже проявляются довольно четко. Дорога от Берестечка до Пляшевой ровная и густо полита гудроном. Так это же хорошо! Но уже через несколько километров в сторону она становится похожей на танкодром. Никогда не мог заподозрить операторов мобильной связи в отсутствии экономической логики. Но мой телефон, демонстрировавший в поле перед музеем надежную связь, в Берестечке отказывался соединять меня с миром. Мелочь? Очевидно, просто какая-то VIP-персона, театрально рыдающая над судьбой Украины, будет ужасно недовольна, если ее «мобила» на трибуне замрет. Кстати, перед музейным комплексом устроена стационарная металлическая конструкция для пламенных трибунов. Лидеры нации обязаны стоять выше своего народа? Признаков того, что распоряжение Кабинета министров Украины от 6 мая 2001 года «О подготовке и праздновании 350-летия битвы под Берестечком» выполнено по-потемкински ударно, предостаточно. Ограда вокруг комплекса подштукатурена, подкрашена, но состояние современного строительного искусства не позволило совладать с трещинами на стенах. Появились чугунные фонари и изгороди, Георгиевская церковь начала обрастать неуместным, но, вне сомнения, дорогим гранитом. Не думаю, чтобы талантливый А.Щусев (да, да, — именно тот Щусев, создавший мавзолей Ленина) предусматривал этот материал в своем проекте. Перед полем битвы установлен большой памятник казакам с мужественными лицами, но почему-то с опущенными саблями. Понимаю, статичные фигуры легче отливать из бронзы. И все же...
Немного странное и даже неприятное впечатление возникает от неуместной, несомненно, в этих местах саморекламы аграрной партии. Никто, конечно, не возражает, чтобы излишек прибыли от нашего преуспевающего сельского хозяйства вкладывался в возрождение святынь, но надо быть скромнее. Потому что иначе люди скоро начнут думать, что полки Хмельницкого выступали под хоругвями этой партии, а каждый казак держал возле сердца ее партбилет. Кажется ошибкой ландшафтного архитектора (если архитектор здесь вообще присутствовал) закладка парка казацкой славы. Если власть не изменится — мешанина из деревьев когда-то вырастет перед музейными фасадами, и тогда за лесом не будет видно Берестецкого поля, а Казацкие могилы, хорошо просматривающиеся со всех сторон, исчезнут за чащами.
…Уже под вечер мы вернулись в Берестечко. Как всегда, навевал печаль обшарпанный костел со ржавой табличкой, объясняющей скептикам, что это памятник архитектуры и охраняется государством. Позор, конечно, но мы — страна бедная, едва на «мерседесы» министрам наскрести можем. Так ведь был Папа Римский в Украине, могли бы попросить малость из ватиканской сокровищницы — разве он отказал бы? Гонор не позволяет? Католический храм возле наших святынь! Долго же мы с поляками будем при такой политике мириться. В свое время не последней причиной падения Польши стала неразумная нетолерантность к православию...
До отхода автобуса оставался час, и мы решили подойти поближе к Свято-Троицкой церкви, гордо сверкавшей золотыми куполами над темным Стиром. Правда, контрастом смотрелись перекошенные домики возле подножия. Но монтажные краны, возвышающиеся над храмом, вселяли надежду на возрождение. Увы! Горькое разочарование. Строительство мертвое. И, очевидно, не первый год. Говорят, сицилийская мафия заработала первичный капитал на капитальном строительстве. Пусть приедут в Берестечко на стажировку! Не обязательно быть прокурором, чтобы понять: на этом объекте, почти вернувшемся к первичному состоянию советских времен, что-то не так. И без малейшего стыда перед этим апофеозом выбрасывания на ветер народных денег, перед храмом установлен еще не очень облезлый стенд с перечислением заказчиков, проектировщиков, исполнителей. Господин Кухаренко, вы давно в Берестечке бывали? Ваше имя на этом стенде в первой строке. Или ваше ведомство, занимающееся возрождением нашего исторического наследия, по примеру известного евангельского персонажа, умыло руки?..
И все же Берестечко — очень красивый город с приветливыми, трудолюбивыми людьми! Когда мы в местном магазине попросили какой-то продукт обязательно местного производства, лицо женщины-продавца сразу же засияло: «Конечно, замечательное повидло. На любой вкус — вишневое, яблочное, абрикосовое! Свежее! Взгляните на этикетку — Украина, Волынская обл. г.Берестечко».