Главный кинофестиваль планеты набирает обороты. В Каннах сейчас — настоящий режиссерский и актерский звездопад. Не часто на набережной Круазетт удавалось собрать такое созвездие культовых имен. Да еще и в основном конкурсе! Квентин Тарантино представляет премьеру о «бесславных уродах», Альмодовар «разрывает объятия», а Ларс фон Триер доказывает, что мир своим появлением должен быть обязан… сатане. Это только один из мотивов его скандального хоррора «Антихрист», который должен стать одной из главных сенсаций нынешних Канн.
Надоедливый рефрен последнего времени «кризис-кризис» в меньшей степени коснулся именно этого фестиваля. Судя по такой солидной программе. И если кто-то говорит, что в местных отелях из-за высоких цен остались свободные номера, а на дорогие яхты уже не такой спрос, как раньше, — то о «творческом кризисе» лучше вообще не вспоминать. Не часто такие мастера сходятся в одной программе.
Среди 20 конкурсантов нет ни единого новичка в каннском конкурсе. Более того, все они так или иначе отмечены наградами этого престижного кинофорума. Например, Педро Альмодовар. Его «Разорванные объятия» с Пенелопой Крус — уже третья попытка получить «Золотую пальмовую ветвь». Картина «Все о моей матери» получила призы за режиссуру и экуменического жюри. «Возвращение» — за сценарий и за женский ансамбль.
Энг Ли с «Касаясь Вудстока» в 1997-м штурмовал каннский олимп с «Ледяным штормом». Именно «Золотой пальмовой ветви» ему не хватает, чтобы стать наиболее титулованным режиссером мира.
Ален Рене в четвертый раз попытается получить трофей, который обычно редко остается во Франции (в 1987-м его завоевал Морис Пиала, а 2008-м — Лоран Канте).
Гаспар Ноэ стал причиной одного из самых громких скандалов в истории фестиваля: на его «Неотвратимости» с Моникой Белуччи и Венсаном Касселем зрители теряли сознание. В этот раз режиссер приглашает зрителей «Войти в пустоту». И, возможно, там тоже кто-то потеряет сознание.
Михаэль Ханеке — любимец Канн. Здесь показывали уже пять его фильмов. Наибольшего успеха достигли картины «Пианистка» с наградами за самую лучшую мужскую, а также женскую роль (ее получила, кстати, председатель нынешнего жюри Изабель Юппер) и Гран-при жюри, «Скрытое» с призами за режиссуру, жюри ФИПРЕССИ и экуменического жюри. У новой работы режиссера «Белая лента» — копродукция Германии, Австрии, Франции — также серьезные шансы на успех.
Марк Белоккио примет участие в конкурсе в пятый раз, а Андреа Арнольд и Элия Сулейман — только во второй. Но у них обоих в активе есть по призу жюри. А вот у Пак Чен-вука Гран-при жюри за «Олдбоя». Сейчас режиссер надеется на благосклонность жюри к своей «Жажде» (Южная Корея, США).
Новое «Лицо» Цай Минь-Ляня, одного из, пожалуй, самых интересных и провокационных современных тайваньских режиссеров (в свое время его «Капризная тучка» практически загнала в тупик членов жюри Венецианского кинофестиваля) снималось во Франции, и в картине сыграла Фанни Ардан. Такой выбор отнюдь нельзя назвать случайным, ведь эстет и экспериментатор Цай отдает этим фильмом дань уважения Франсуа Трюффо, в частности, его «Американской ночи».
В целом в конкурсе будут участвовать четыре обладателя «Золотой пальмовой ветви». Среди них — культовый Ларс фон Триер. Как известно, у него уже есть своя заслуженная «ветвь» за «Танцующую в темноте». Но, к сожалению, нет такого же трофея за свой выдающийся программный фильм «Догвилль». Какое-то время известный режиссер пребывал в депрессии. Очевидно, его в определенной степени угнетали и прохлада каннского жюри, и какие-то другие жизненные обстоятельства... Поэтому он и приостановил завершающий аккорд своей кинотрилогии («Догвилль», «Мандерлей» и ?..). А на нынешних Каннах презентует «Антихриста». Ленту, вокруг которой уже много шума. Поскольку режиссер до последнего момента держал в тайне и сюжетные подробности, и даже трейлер. Представьте, даже фото из этого фильма так просто не найдешь в «Паутине». Говорят, фон Триер пытается доказать своим «Антихристом», что мир создал сатана. Хотя в основе картины — частная история о супругах (актеры Виллем Дефо и Шарлотт Генсбур), которые, потеряв ребенка и разочаровавшись в жизни, идут в темный-темный-темный лес, где... Впрочем, о перипетиях этой ленты, а также реакции на нее фестивальной общественности — в ближайших номерах «ЗН».
А соцреалист и борец за всю возможную справедливость Кен Лоуч («Золотая пальмовая ветвь» за «Ветер, качающий вереск») привез на Круазетт комедию о депрессивном почтальоне «В поисках Эрика». Сыграет в картине знаменитый футболист Эрик Кантона. И сыграет он самого себя (в прошлом году в Каннах приезд Тайсона и Марадоны затмил всех голливудских звезд, вместе взятых).
Квентин Тарантино («Золотая пальмовая ветвь» за «Криминальное чтиво) привезет «Бесславных ублюдков». Сам режиссер настаивает, чтобы название римейка итальянской картины «Этот проклятый бронепоезд» — Inglourious Basterds было написано с ошибками в обоих словах. Поэтому на него будут обижаться не только почитатели кроткого романтического кино, но и борцы за чистоту языка (Тарантино требует, чтобы ошибки были сделаны не только в оригинале, но и в переводах). По сюжету, боевой отряд американских евреев во главе с Брэдом Питтом терроризирует фашистов в оккупированной Франции. Тарантино изменил бы сам себе, если бы не вызвал хоть какого-то скандальчика еще до выхода картины: исполнитель одной из главных ролей, Элай Рот (в сущности, как режиссер, представитель пылко любимого Квентином кинематографа категории В), снял фильм в фильме, что, собственно, является нацистской пропагандой. Сейчас съемочная группа с нетерпением ждет премьеры, потому что хочет посмотреть на лица неонацистов, когда они узнают, что эту милую их сердцу картину снял еврей.
Джейн Кемпион, единственная женщина среди элитного отряда обладателей «Золотой пальмовой ветви» (получила ее за «Пианино), покажет эстетскую историю любви поэта Джона Китса.
Оценивать весь этот банкет для киногурманов будет жюри во главе с французской актрисой Изабель Юппер. Госпожа президент всегда славилась прекрасным вкусом, независимым характером и любовью к киноэкстриму. На этот раз в этом экстремальном судействе (выбирать между хорошим и очень хорошим иногда бывает труднее, чем между плохим и еще худшим) ей будут помогать правнучка Рабиндраната Тагора, индийская актриса Шармила Тагор, итальянская актриса и режиссер Азиа Арженто, американская актриса Робин Райт Пенн (ее муж — кажется, уже бывший — Шон Пенн в прошлом году был председателем жюри), тайваньская актриса Шу Ки, неоднократно отмеченный в Каннах турецкий режиссер Нури бильге Джейлан, английский сценарист и писатель Ханиф Курейши, американский сценарист и режиссер (тоже не новичок на этом фестивале) Джеймс Грей и, наконец, южнокорейский режиссер, писатель и сценарист Ли Чанг-Донг.
И это только изюминки основного конкурса. Если добавить к этому вторую по значению программу «Особый взгляд» и внеконкурсные показы, то этого хватило бы на несколько фестивалей, которые потом долго называли бы удачными. Так что в этом году наблюдать за и так вечно непредвиденными Каннами будет невероятно интересно.