UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРОК на Волге. Творческое путешествие с веселыми людьми

Грусть, сопровождающая завершение каждого фестиваля, скрашивается лишь тем, что его организаторы ...

Автор: Светлана Короткова
Аниматоры смеются — карнавал

Грусть, сопровождающая завершение каждого фестиваля, скрашивается лишь тем, что его организаторы — Ирина Капличная с командой — начинают готовить анимакруиз следующего года, а участники терпеливо ожидать объявления заветной даты. Свое пятнадцатилетие КРОК отмечал путешествием по Волге, которое началось в Нижнем Новгороде, а завершилось в Москве.

Каждый фестиваль дается организаторам потом и кровью. Главная проблема — не творческая, здесь все в порядке, а конечно же финансовая. Хотя в учредителях КРОКа весьма серьезные организации: Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Министерство культуры и искусств Украины, Союзы кинематографистов обеих стран, Конфедерация союзов кинематографистов и госадминистрация города Киева, — не все из них всерьез воспринимают один из самых рейтинговых в мире анимационных форумов. По словам бессменного генерального директора КРОКа Ирины Капличной, которая как кариатида держит фестиваль на своих плечах, каждый год приходится обивать пороги кабинетов украинского Минкульта, доказывая свое право на существование и, увы, каждый раз не получать вовремя или недополучать финансовые крохи, обещанные этим серьезным учреждением. Россия в этом плане и обязательнее, и мощнее. Спасибо, не оставляют давние друзья-спонсоры: московский информационно-аналитический центр «Новоком», вкусный Союз Молпродукт, бессменно помогающий кинопоказам Canon, нивелирующий проблемы почтового общения быстрый FedEx, надежный авиаперевозчик KLM и создающий великолепную полиграфию издательский центр «Гопак».

И все же пятнадцатилетний КРОК, раздав награды, уже принадлежит истории, вписав в нее имена дебютантов. Именно их творчеству он и был посвящен. Конечно же, у молодых аниматоров существуют проблемы, не чуждые их старшим коллегам. Востребованность в качестве «негров» в зарубежных сериалах — пожалуйста, а вот создание авторских работ — под большим финансовым вопросом. Компьютер открывает возможности независимого творчества, но одновременно убивает индивидуальность. Поэтому наше издание, впервые вручавшее свой приз на КРОКе, вместе с профессиональным жюри искало именно проявление яркой индивидуальности. Японская дебютантка Рю Кувахата, которая учится в Америке, сделала очаровательное кино «Дайкон Аши». В нем она, сохранив национальный аромат и колорит японской графики, с юмором и тактом говорит со зрителем о самопознании.

Фестиваль — это всегда напряженная работа и праздник. Прежде всего праздник общения, узнавания и погружение в атмосферу древней культуры России. Для многих участников — практически открытие новых земель.

Нижний Новгород потряс гостеприимством, своими просторами и величественной стрелкой — здесь встречаются Ока и Волга. Город мастеров Городец — филигранной резьбой по дереву, юморной городецкой росписью и пряничными досками. Плес «угостил» Левитаном. Семитысячный Мышкин — музеем мышей, валенок и удивительным гончарным мастерством. Прямо на наших глазах рождались шедевры. Ярославль и Кострома славятся своими великолепными древними храмами. А Горицы подарили встречу с уникальным по своей исторической значимости Кирилло-Белозерским монастырем.

На фоне этих красот неоценимым было общение дебютантов с мэтрами мировой анимации — Юрием Норштейном, Давидом Черкасским, Вуком Евремовичем, Эдуардом Назаровым, Норманом Роже и обладателем «Оскара» Петровым. Особое место на КРОКе, как всегда, занимали дети. Под руководством Елены Касавиной они между просмотрами и экскурсиями создали прелестную, вполне профессиональную анимационную работу.

А в свободное время, которое смутно обрисовывалось после полуночи, участники и гости фестиваля веселились на карнавале, праздновали день рождения сопрезидента КРОКа неподражаемого Давида Черкасского, безостановочно шутили и танцевали на палубе до упаду.

Несмотря на насыщенную программу, на фоне интереснейших мастер-классов, главным событием, на мой взгляд, был мастер-класс Юрия Норштейна. Его работы «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и, наконец, неоконченная многострадальная «Шинель» были показаны накануне мастер-класса в ретроспективе. И нет, по-моему, человека, который не любил и не восхищался бы его картинами. Создатель удивительного мира — трогательного, умного, философски печального и одновременно радостного, Юрий Норштейн на мастер-классе, отвлекшись от занятий с внуками, которые впервые пребывали с ним на фестивале, делился не то чтобы секретами мастерства, а своим неподражаемо целостным видением мира, своей духовной энергией. Ведь по Норштейну «в мультипликации каждый момент буквально слеплен пальцами».