UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРИТИКА КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Журнал «Критика» взял на себя благой труд - привить в обществе, еще недавно исповедовавшем повальное единодушие, критическое мировосприятие и страсть к полемике...

Автор: Елена Раскина

Журнал «Критика» взял на себя благой труд - привить в обществе, еще недавно исповедовавшем повальное единодушие, критическое мировосприятие и страсть к полемике. Правда, при этом в текстах журнала чувствуется удачно выбранная генеральная линия, которая иногда, как чертик из коробочки, выскакивает из радующего читательское сердце разнообразия мнений. Андрей Белый, считавший символизм привилегированным мировоззрением, видел его этакой визитной карточкой русского модерна. По мнению редколлегии «Критики», визитной карточкой украинского постмодернизма должен стать «критицизм» или «критика как мировоззрение», если перефразировать таким образом название программной книги Белого. И - редкая добродетель - при этом «Критика» пытается быть критичной по отношению к самой себе, по крайней мере провоцирует на диалог.

Журнал существует уже два года. Срок, располагающий к тому, чтобы посмотреть на себя критически, что и сделала редколлегия, устроив 21 декабря в помещении Национальной библиотеки имени Вернадского встречу с друзьями и недругами «Критики». «Рандеву» открыл «заграничный» главный редактор журнала - профессор Гарвардского университета Григорий Грабович, очень удачно смотревшийся вместе с ответственным редактором Николаем Рябчуком на фоне настенного ковра с изображением Ленина. Оказалось, что на фоне этого врага демократии особенно приятно обсудить, достойна ли «Критика» комплимента Виталия Пономарева, назвавшего журнал «буржуазно-националистическим» изданием. Последняя характеристика, как выяснилось, не только не вызывает больше негативных реакций, но даже выглядит вполне почетной. Особенно если национализм здоровый и интеллектуальный, а буржуазность заключается в соблюдении на страницах журнала буржуазно-демократических прав и свобод, и прежде всего свободы слова. Правда, сквозь здоровый и интеллектуальный национализм «Критики» иногда проглядывает плохо скрытая неприязнь к бывшему «старшему брату», вернее «старшей сестре», по СССР, причем между «русским» и «советским» на страницах журнала зачастую ставится знак равенства.

Сегодня «Критика» взяла на себя роль провоцирующую и интригующую. Несмотря на достаточно академичный состав редколлегии - культуролог Вадим Скуратовский, литературовед Соломия Павлычко, историки Алексей Толочко и Юрий Шаповал, экономист Александр Савченко и византолог Игорь Шевченко - журнал претендует на талантливое интеллектуальное провокаторство. В текстах, публикуемых на страницах «Критики», успешно доказывается, что «кобзар», «каменяр» и «дочка Прометея» - это отнюдь не Шевченко, Франко и Леся Украинка, как мы привыкли считать. Конечно, ущербность подобных мифов очевидна, но едва ли можно утверждать при этом, что Франко - эстетствующий декадент, а Леся Украинка - философствующая феминистка. Впрочем, «Критика» и не берет на себя неблагодарную миссию создания новых национальных мифов - этим предстоит заняться нам, читателям, и в самое ближайшее время. А пока из многочисленных публикаций «Критики», посвященных общественному мифотворчеству, вытекает одно - мифотворчество, как и всякая другая деятельность, должна быть профессиональной. И этому профессионализму стоит учиться, что читатели и могут проделать под непосредственным идейным руководством высокочтимой редколлегии журнала.

За два года своего существования «Критика» не только росла профессионально и идеологически, но и множилась. Под грифом журнала вышла в свет целая мини-библиотека: монография Григория Грабовича «Шевченко как мифотворец», новое научное издание под многообещающим названием «Украинское гуманитарное обозрение», избранная философская и литературная эссеистика «восьмидесятника» Константина Москальца, не публиковавшаяся в Украине с конца 20-х годов проза В. Домонтовича и многое другое. Журнал с редким энтузиазмом занимается расширением украинского литературного пространства, пополняя его новыми именами и шедеврами как классическими, но мало известными широкой читательской публике, так и именами писателей 80-х и 90-х.

Впрочем, в самое ближайшее время «Критика» собирается расстаться со своей репутацией журнала для литературоведов и культурологов. Редколлегия планирует ввести экономические и расширить политологические обзоры и писать практически обо всем, но профессионально и с изрядной долей интеллектуального провокаторства. Последнее неотделимо от критики как мировоззрения, вернее, является его составляющей, и, чтобы не превратиться в опустившихся консерваторов, нужно время от времени подвергаться провокации или провоцировать самим. Конечно, на интеллектуальном уровне. Так что остается пожелать «Критике» успешных провокаций в наступающем году.