UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЕЩАТИК — ВЫСОХШЕЕ РУСЛО БУДУЩЕЙ РЕКИ

«Длинная, широкая, мощенная камнем улица с площадями на концах и посередине... с кондитерскими, тра...

Авторы: В. Товбыч, Г. Куровский

«Длинная, широкая, мощенная камнем улица с площадями на концах
и посередине... с кондитерскими, трактирами, гостиницами, с типографией
и фотографией, с закройщиками и портными, колбасных и других дел мастерами, которые находились в центре города Киева, — называется Крещатик».

«Киевские губернские ведомости», 19 сентября 1853 г.

Авторы этой публикации с группой единомышленников давно занимаются градостроительными и архитектурными проблемами г.Киева. Последнее время, правда, наша безвозмездная работа, наши идеи идут, в основном, «в стол». Но есть надежда, что когда-нибудь они, как и работы «в стол» многих известных ныне писателей, будут востребованы. Исторический опыт дает нам такую надежду.

Подвигли нас на эту работу любовь к родному городу и сознание своей профессиональной потенции в избранной раз и на всю жизнь профессии архитектора.

Предлагаемые вниманию читателя идеи были продуманы и сформулированы года два назад. Популяризация этой работы входила в планы нашей группы. Одним из главных условий реальности архитектурного решения считаем подготовку города. Возможность услышать мнение киевлян, прозрачность принятия решений, соучастие — это главный элемент доверия горожан и инвесторов к предлагаемому нововведению.

Уважаемый читатель, вас не смущала категоричность, безальтернативность и безрезультативность решений по отношению к архитектурным нововведениям в Киеве? Обычно кулуарно принятое решение постфактум провозглашалось как единственное и не вызывающее возражений. Причем в качестве аргументов представлялись некоторые разрозненные количественные характеристики составляющих эти проекты. При этом умалчивались многие важные вопросы влияния объекта на исторически сложившуюся окружающую среду города. Отсутствовал системный анализ предлагаемых решений. Весь опыт последних лет показывает, что почти утеряна градостроительная составляющая при проектировании в исторической части Киева.

В угоду сиюминутным амбициям чиновников, неразборчивых в этических вопросах архитекторов и меркантильным интересам инвесторов в исторически сложившуюся структуру старого Киева «погружаются» объекты, не соответствующие ни масштабу, ни характеру, ни принципам города. Метастазы влияния таких объектов влияют на сложившуюся и устоявшуюся жизнь не только близлежащих зданий, но и кварталов, улиц, города в целом. Да, эти вопросы можно учесть в проекте, но как раз на это денег у инвестора и не хватает. Объекты «погружаются» в сложившуюся городскую среду, а последствия переносятся на будущее. И просчет «эффективности» таких объектов, безусловно, нам вспомнят наши потомки.

Увы, у принимающих решения сейчас нет ответственности перед будущим. У них нет прошлого, нет будущего, у них есть только настоящее. Безусловно, наши предложения могут вызвать неприятие. Но надеемся, что, как большинство идей, эта пройдет в осмыслении три стадии, от полного отрицания до безусловного принятия.

В поисках альтернатив известных читателю инвестиционных проектов гостиниц, как-то Хилтон, Дэу и прочих, авторы в один из прекрасных теплых воскресных дней предприняли пешую экскурсию по городу. Поспорив о недостатках и достоинствах проектов Макулан-Дэу, оценив потенциальные возможности реконструкции квартала между бульваром Шевченко и улицей Богдана Хмельницкого, вышли на Крещатик.

Думаем, киевляне и гости столицы, посетившие в выходной день Крещатик, испытывают сходные с нашими ощущения. Первое — ошеломляющий контраст в сравнении с улицей в будний день, заполненной людьми и машинами. Мы почувствовали благодарность к «отцам города» за мудрое решение отдать на выходные главную улицу города пешеходам. Но второе чувство — удивление, почему «неблагодарные» не пользуются предоставившейся возможностью. Особенно на отрезке между ул. Б.Хмельницкого и майданом Незалежности.

Попробуем проанализировать ситуацию.

Функциональный срез

Какие же функции выполняет эта часть Крещатика?

1. Прежде всего, торговую. Это центральный универмаг (№38), магазины: «Фарфор-Фаянс» (№34), сувениры, спортивный (№32), книжный «Планета» (№30), «Искусство», Главпочтамт и кафе «Шато де Флер» (№№28—22).

2. Культурную — достаточно условно сюда можно отнести те же магазины.

3. Административную — Киевгорадминистрация, Киевсовет (№36), Украинский союз промышленников и предпринимателей, Высшая аттестационная комиссия. Детский фонд (№34), Киевское городское управление земельных ресурсов (Киевзем), научно-исследовательский институт социально-экономических проблем Киева (№32-а), Главкиевархитектура (№32), министерство энергетики (№30), Госкомитет информационной политики (№28), министерство аграрной политики и Госкомитет по телевидению и радиовещанию Украины (№26), «Укрпочта» и Госкомитет связи и информации Украины (№22). Если рассмотреть процентное отношение площадей, занимаемых под каждую из функций, приблизительно получим 10:3:87. Она подавляет и культуру, и торговлю. Чиновничья масса оккупировала главную улицу столицы. В рабочее время — это десятки тысяч чиновников различных ведомств, зачастую со своим транспортом, десятки тысяч посетителей этих учреждений, и в большинстве тоже со своим транспортом. А если внимательно проанализировать и близлежащие улицы — Пушкинская, Прорезная, Гринченко и др., и внутриквартальное пространство, которые превратились в сплошную парковочную зону, то там увидим огромное количество так называемых «организаций-сателлитов» вышеперечисленных министерств и ведомств. И тоже со своими чиновниками и посетителями. Вся эта зона превратилась в сплошной «админполис», который в рабочее время «бурлит», создает транспортные пробки и «вымирает» в выходные дни. И действительно, как сказала одна московская гостья: «А что же делать в выходной на Крещатике?». Просто ходить по проезжей части? Неинтересно. Несколько кафе в Пассаже и Макдональдс — и дорого, и мало. А о культурной программе и речи нет.

Мы не склонны усматривать в этом перекосе чей-то злой умысел — так сложилось исторически.

Исторический срез

Дореволюционная, в большей степени, и довоенная, в меньшей степени, история Крещатика и близлежащих улиц упоминает лишь об одном административном здании — Дума, построенном в 1876 году архитектором А. Шиле на Крещатицкой площади (сейчас Майдан Незалежности).

Дом Российского страхового общества, построенный в 1903 году архитектором В.Городецким на углу Прорезной и Крещатика (по нынешней нумерации №34 — здание не сохранилось), и нынешнее здание Главкиевархитектуры на Крешатике,32, возведенное в 1915 году по проекту Ф.Лидваля, скорее коммерческие объекты, чем административные. И это все!

Но эта же история полна странных, по нынешним временам, названий гостиниц: «Пале-Рояль», «Националь», «Континенталь», «Европейская», «Эрмитаж», «Лион», «Марсель» и другие. Это так называемые доходные дома и меблированные комнаты, кондитерские «Маркиз» и «Варшавский кофе», бесчисленное множество магазинов и магазинчиков с еще более причудливыми названиями.

Еще более впечатляет даже неполный перечень имен, связанный с этими гостиницами и кафе: Ф.Шаляпин, А.Куприн, М.Батистини, В.Маяковский, И.Франко, Л.Украинка, Т.Шевченко и многие другие.

Бурлила культурная жизнь: музыкальное училище и литературно- артистическое общество. Городской театр и цирк «Гиппалас», редакции журналов «Киевская старина», «Громадська думка», множество кинотеатров.

Да простят нам архитекторы — авторы послевоенной реконструкции Крещатика А.Власов, А.Добровольский, В.Елизаров, А.Заваров, А.Малиновский. Б.Приймак и др. На наш взгляд, пришло время несколько переосмыслить функциональную наполненность кварталов от ул. Б.Хмельницкого до майдана Незалежности с соответствующими частями прилегающих улиц: Б.Хмельницкого, Пушкинская, Б.Гринченко, Прорезная. Изменилось время, изменилось общество, изменилась страна, изменились и те учреждения, для которых проектировались или приспосабливались эти здания.

Достойно высочайшего уважения мастерство и предвидение авторского коллектива послевоенного Крещатика, создавшего памятник архитектуры той эпохи, который лишь с незначительными переделками, сохранив стиль и среду, в наше время можно использовать, изменив функцию.

Архитектурный срез

Увидев заставку к экранизации одноименного романа А.Хейли «Отель», общий вид этого здания, мы поняли — нет необходимости придумывать что-либо еще. Может быть, лишь небольшая модернизация входа: это и есть наш родной Киевсовет или горадминистрация (Крещатик, 36). Знакомство с планировкой еще более убедило нас, что перед нами наш пятизвездочный «Националь» или, если хотите, «Континенталь» — как угодно. А если рассматривать отель как комплекс, с прекрасными залами, огромными дворовыми пространствами, пять звездочек требуют ох как много составляющих (бассейны, корты и пр. — как раз того, на что нет места для предлагаемых гостиниц на Владимирской и Грушевского). И наконец, существенно увеличить число номеров могут включенные в комплекс здания по улице Хмельницкого, 4,6 (министерство — опять же министерство — угольной промышленности и НАК «Нефтегаз» и верхние этажи Крещатика, 34 (над магазином «Фарфор-Фаянс». Если же все это увязать с домами по четной стороне ул. Пушкинской, то ах какой отель получится. Тысячи на две номеров, а может, и более.

Зданию Главкиевархитектуры (Крещатик, 32) возвратить изначальную функцию Российского или Украинского банка для внешней торговли. Но можно и другой банк. А можно и не банк, а галерею современного искусства. Планировочное пространство, прекрасный фасад, место расположения — залог высокой аукционной цены.

В здании по ул. Крещатик, 30 (над магазином «Планета») можно расположить прекрасные магазины, кафе, галереи. №№ 22—28 можно интерпретировать как гостиницу или офисный, деловой центр.

Мы понимаем, что министерству аграрной политики, конечно, самое место на Крещатике. Им даже тесно. Имеется в виду их посягательство на магазин «Ноты», увы, уже «Видиван». Но будем откровенны: 2—3 тысячи высококомфортабельных гостиничных номеров принесут бюджету города и государства значительно больше отчислений, чем 2—3 тысячи чиновников. Огромные дворовые пространства дают возможность спроектировать полноценные четырех-пятизвездочные номера. Цокольные этажи предлагается использовать как кинотеатры, рестораны, кафе, галереи и пр. В окончательно освободившееся здание Гостелерадио (Крещатик, 36) предлагается разместить культурный центр полифункционального назначения с театрами, конгресс-холлами, художественными галереями и пр. Прекрасный фасад второго ряда как нельзя более соответствует сложившемуся образу такого учреждения. Да и театров у нас раз-два и обчелся. Новые уже давно живут без помещений.

Новую жизнь получит и освободившаяся на выходные проезжая часть Крещатика. Множество легких сборно-разборных «кафе на выходные», тематических торговых павильонов, спортивные и детские мероприятия, презентация фирм, выставки, армейские духовые оркестры, карнавалы — все это и многое другое превратит главную официальную улицу Киева просто в любимое место посещения киевлян и гостей столицы. При этом она не утратит возможности для проведения официальных мероприятий.

А куда же все эти учреждения денутся?

При внимательном ознакомлении с киевскими долгостроями (например, административное шестнадцатиэтажное здание у станции метро Левобережная) мы пришли к выводу, что для его завершения необходимо не так много времени. Учитывая большую резервную территорию возле него, есть смысл вести разговор о формировании нового административного центра на левобережье. Это даст толчок к интенсивному развитию этой зоны и разгрузит и без того перегруженный центр. Долгострой на Соломенской площади в комплексе с еще несколькими зданиями проектных институтов, непонятно кем и чем сейчас занятыми, мог бы сформироваться прекрасный административный центр. Тем более что эта зона, в отличие от Крещатика, в градостроительном и геопатогенном отношении очень благоприятна для административной деятельности.

Естественный вопрос — где же на все это взять деньги?

Экономический или инвестиционный срез

Высокая степень готовности объектов, куда предполагается отселять учреждения, высокая инвестиционная привлекательность предлагаемых проектов при правильно проведенной кредитной и инвестиционной политике даст возможность государству, муниципалитету сохранить значительный пакет акций будущих предприятий. Отдав инвесторам в виде пая лишь ту часть, которая непосредственно относится к оборудованию и эксплуатации тех же отелей, оставить в бюджете города большую часть прибыли от этих объектов. А прибыль будет.

Естественно, никто не предполагает, что уже завтра все эти идеи будут осуществлены. Важно, чтобы те, кто может принимать такие решения, просто проанализировали эту, на первый взгляд, парадоксальную идею. А идея состоит из двух составляющих: собственно проекта и его реализации. При этом и в первой, и во второй составляющих определяющим является системный подход. Реализовывать проект можно по частям, по этапам или весь сразу. Но он должен быть комплексным и полным.

Весь проект можно назвать «инвестиции в градостроительство и архитектуру». Не в строительство, как мы привыкли, а именно в градостроительство и архитектуру.

Иерархичность системы, весомость всех элементов ее составляющих позволит спроектировать целостный комплекс и создать благоприятный инвестиционный климат для его реализации.

Необходим некий импульс. Украина — европейская страна, обращенная в будущее, Киев — европейская столица. Мы можем обеспечить необходимый инвестиционный климат. С нами можно иметь дело. Этот мощный, на наш взгляд, импульс изменит сложившуюся атмосферу недоверия и предубежденности к возможности вкладывать здесь деньги.

Для этого потребуются значительные организационные, юридические, финансовые и интеллектуальные усилия. Но прежде всего — добрая воля и решительность.