UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРАСКИ ЖИЗНИ МИХАИЛА ВАНШТЕЙНА

В воскресный день 24 января в галерее «Тадзио» было многолюдно. Народ собрался уважаемый и известный, и собрался не зря...

Автор: Наталия Орищук

В воскресный день 24 января в галерее «Тадзио» было многолюдно. Народ собрался уважаемый и известный, и собрался не зря. Институт Юдаики презентовал свой новый культурный проект - цикл выставок, посвященный еврейской теме в творчестве художников Украины.

Первая выставка, открывшаяся в рамках этого культурного проекта - выставка работ Михаила Ванштейна. Художника самобытного и талантливого, но мало известного широкой украинской публике. Так случилось, что времена расцвета его творчества - 60-70-е годы - оказались крайне неблагоприятными для занятий искусством. Торжествующий соцреализм подавлял всякое инакомыслие, и потому судьба Ванштейна стала трагически типичной: непризнание, притеснения, тяжелая болезнь и смерть.

Но глядя на работы художника, видишь искрящуюся радость жизни и южное богатство красок, постигаешь спокойную житейскую мудрость вечно страдающего народа. Выразительность линий и разнообразие оттенков - вот та особенность, которая отличает художественный почерк Михаила Ванштейна. Среди выставленных работ - портреты, натюрморты, городские пейзажи и скульптуры, талантом художника превращенные в своеобразные аллегории. Лица на портретах не фотографичны - они глубоко характерны. Скульптуры Ванштейна изображают человеческие фигуры, скорее даже - состояния человеческой души. Угловатость линий и выразительность поз фиксируют мимолетность настроения. Целеустремленность путешественника, вдохновение поэта, задумчивость старика, спокойствие беременной женщины...

Особое пристрастие художника - цветы. Колорит его «цветочных» работ изумительно разнообразен. Оттенки и глубина зависят от угла освещения и точки зрения смотрящего - каждый раз натюрморт, как хамелеон, чуть меняет окраску, становясь ближе или дальше, ярче или бледнее.

Созданный Ванштейном городской пейзаж теряет конкретику географии, превращаясь в городскую фантасмагорию. Огни, крыши, террасы, сады... Синяя таинственность вечера, золотое торжество утра... Так рождается единый образ вечного города, и на холст можно смотреть часами, все глубже вникая в потаенный смысл.

Конечно, искусство Ванштейна не могло вписаться в рамки его времени, и потому первая персональная выставка 1987 года была уже посмертной. Времена изменились, и теперь друзья художника с радостью могут присутствовать на презентации проекта, открывающего широкой публике имя Михаила Ванштейна. И киевский художник, работы которого стали частью украино-еврейской культуры, посмертно получает то, чего так и не достиг при жизни, - признание.