UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ковчеги Украины

Некоторые карпатские деревянные церкви своими формами похожи на корабли. Даже кресты, первыми появляющиеся над седыми волнами утреннего тумана, создают полную иллюзию верхушек мачт парусников...

Автор: Олег Смаль

Некоторые карпатские деревянные церкви своими формами похожи на корабли. Даже кресты, первыми появляющиеся над седыми волнами утреннего тумана, создают полную иллюзию верхушек мачт парусников. Наверное, и ветхозаветный Ноев ковчег был похож на украинскую церковь, веками качающуюся в бурном море истории...

Первым культовым сооружением, силуэт и интерьер которого я запомнил, была маленькая деревянная церковь с крашеными синими стенами. Мне было лет пять или шесть, я крепко держался за жесткую ладонь деда. Хотя в детстве восприятие размеров окружающего мира немного нереально гиперболизировано, я заметил, что церковь совершенно крохотная, почти как дедова хатка, в которой он жил после возвращении в Украину из сибирской ссылки.

Восторг вызвала книга о деревянной архитектуре Украины, иллюстрированная Юрием Химичем. Я даже представить себе не мог, что этот невероятно эмоциональный художник, который всю жизнь посвятил воспроизведению красоты и гармонии архитектуры, будет учить нас в институте искусству живописи, а мы во время летней практики будем путешествовать по Украине, делать зарисовки и обмерять полузабытые шедевры нашего зодчества...

На книжном рынке появилось новое издание, посвященное не слишком пропагандируемой сфере нашего культурного достояния, — «Дерев’яні церкви України» Галины Шевцовой. Этот пласт анализируется давно и разными исследователями. Но большинство разведок обычно рассчитаны на специалистов — архитекторов и историков, и касались только отдельных регионов. В общественном сознании интерес к некоторым деревянным сооружениям вспыхивает лишь после телекартинки пожара, в очередной раз уничтожившего неповторимое...

В самом деле, дерево в нашем климате не может жить вечно — от старого, почти сплошь деревянного Киева не осталось ничего, разве что остатки законсервированных в подольском иле срубов. Даже популяризированная и мифологизированная трипольская культура оставила после себя керамический, костяной, кремневый след и совершенно лишилась деревянной составляющей.

Книга Галины Шевцовой расширяет угол зрения на разнообразие стилей и географию бытования деревянной церковной архитектуры. Оказывается, что этот ареал не ограничен Западной Украиной, а распространяется почти на все регио­ны страны.

В самом деле пылающая готика, величие ренессанса, великодержавный неовизантийский стиль могут вызывать восторг, трепет, поклонение. И вместе с тем разум подсказывает: это символы силы — религии, государства, императора. Деревянные, не кафедральные, церкви несут в себе несколько иную функцию. Обычно вокруг них объединялись не очень большие общины, которые геополитическими проблемами озабочены мало, а живут ежедневными хлопотами, радостями и печалями. Быт и привычки даже за столетия меняются разве что самую малость. Священник в этих общинах — в одном лице и власть, и третейский суд, и психотерапевт. Как ни странно, именно деревянная архитектура меньше всего зависит от канона, довольно сильного, даже доминирующем, в наших религиозном, особенно православном, искусстве и архитектуре. Конечно, приятно, что наши храмы, тысячелетиями храня традиции, используют художественные и строительные находки Византии. Однако Конс­тантинополю, мно­гие века окруженному исламской средой, трудно аккумулировать и воспроизводить новое.

Деревянные церкви, как правило, строились за средства общины, а не центра. Зодчие тоже были местными, а не приглашенными из далеких краев. Приемы сооружения весьма отличались, и потому формы сооружений — настоящая демонстрация разнообразия вкусов и представлений создателей о сущности прекрасного и духовного. Настоящее чудо, что дрязги и катаклизмы, непрерывно терзавшие наши земли, не уничтожили до основания довольно беззащитные перед человеческой и природной стихиями шедевры. Значительное количество деревянных церквей имеют возраст — два, три столетия. Чудо! Ведь в некоторых из них основание лежит прямо на сыром грунте, не опираясь на фундамент и гироизоляцию. Умели старые мастера работать с местным материалом. Многие ли специалисты знают сегодня, что брусья или бревна, из которых выкладывались стены, всегда мостили северной стороной наружу. Почему? Северная сторона дерева имеет более узкие годичные кольца, более насыщена смолой, поэтому устойчива к атмосферным влияниям.

Сотни качественных фотографий, четкая систематизация, разумные комментарии, сравнение традиций различных регионов — достойный уважения труд. Книга «Дерев’яні церкви України» создана в издательстве «Грані-Т».

Хорошая книга — это тоже, в некотором смысле, Ноев ковчег, который не даст погибнуть культуре.