Если бы не фамилия "Урывский" на афише, я ни за что бы не пошел на спектакль с названием, звучащим как приторная дичь для шуршащих конфеткой бабушек, ностальгирующих по коварной молодости и первой сталинской любви.
Название не отпугивает тех прогрессивных снобов, которые знают, кто такой Урывский и что он делает с театральным пространством, погружая зрителей в вязкое варево из аудиовизуала и набора многослойных метафор. Свет, музыка и само содержание наполняют плотным флёром тягучести не только пространство сцены, но и весь зрительный зал. И ради подобного опыта специально вырываешься из любого провинциального Дворца культуры и едешь туда, где идут спектакли Ивана: в Одессу, Киев или Львов.
Новый спектакль Урывского не только вязок по фактуре, но и "токсичен" по вкусу. Режиссер изобразил мир Фридриха Шиллера в огромной теплице, где люди в комбинезонах химзащиты с распылителями выращивают однотипные лимонные деревья. Мир, где любые неконтролируемые чувства вырываются с корнем как несанкционированные саженцы, а вместо них насаждается привычное, устоявшееся, безопасное и знакомое, например… лимонное дерево. Все новое, что разрушает скрепы, - зло, которое надо отторгнуть, ибо оно несет опасность хаоса и беспорядка. В этом токсичном мире люди верят не в правду, а в то, что сами считают правдой. Их правда - это порядок, который нельзя менять в окружении постправды и общественного помешательства.
Теплица, как и любое закрытое общество, обречена скатится в фашизм, зачатки которого Урывский обнаружил в мещанской пьесе немецкого драматурга XVIII века. Теплица - мир, где над обитателями планомерно проводят эксперименты тоталитарными системами, пропагандой и информационными пузырями. Конечно же, можно бороться с вязкой пленкой повсеместной лжи, но тебя быстро затравят, выставят чудаком и предадут остракизму. А можно стать частью экосистемы и поддерживать незыблемость ее правил, блеять там, куда направят, доверяя правилам авторитетов. Но есть и третий путь - стать паразитом, осознано использовать существующие предрассудки для достижения своих личных выгод, умело притворяясь и шельмуя, стравливая людей между собой. Ведь именно в таких системах рождаются идеальные паразиты, которые органично приспосабливаются к стабильно-токсичным окружающим условиям.
При всей глубине и проработанности режиссуры сам сюжет 250-летней пьесы банален до вульгарности. Луиза и Фердинанд - молодые люди из разных сословий, которые полюбили друг друга, а в просвещенном немецком обществе такого делать нельзя. Дворянин не может жениться на мещанке, особенно если отцом-президентом фон Вальтером сыну уже уготована знатная невеста Леди Милфорд. Чтобы разорвать связь молодых, влюбленный в Луизу секретарь фон Вальтера Вурм предлагает скомпрометировать главную героиню в глазах Фердинанда. Луиза под страхом заключения своего отца пишет фейковое любовное письмо, на которое слепо ведется ее ревнивый Фердинанд. Но поскольку в просвещенном немецком обществе главный герой не находит иного выхода, как покончить с жизнью своей и возлюбленной, оба они травятся лимонным соком, прихватывая жизни своих отцов с собой. Из всей драмы выживает только секретарь Вурм, ибо в этом мире быть паразитом всегда выгоднее, как ни крутись.
Каждый спектакль Ивана - высококачественная и продуманная режиссура, и слабым звеном остаются лишь задействованные в спектакле актеры. Большинство актеров к премьере не проработали роли до конца, из-за чего не вывозили внутреннее напряжение спектакля. На премьере включились только отцы: президент фон Вальтер (Яков Кучеревский) и музыкант (Игорь Геращенко). Исполнители же главных ролей Луизы (Мальвина Хачатрян) и Фердинанда (Михаил Дадалев) теряли динамику и настрой, из-за чего эмоциональный финал в конце спектакля безвозвратно поплыл и вышел смазанным.
В целом в спектакле порадовали новые метафорические находки Ивана, такие как рождение червя-секретаря Вурма, превращение его в человека и бег по цветочным горшкам главных героев. Иван Урывский в свои 29 лет уже четко выделился как независимый и самобытный режиссер, делающий украинскую театральную культуру разнообразнее и богаче, едва ли не отпочковываясь в отдельный жанр современной украинской мистики. Алхимичные спектакли Урывского, с уже образовавшейся вокруг них фан-базой, характерно отличаются от работ других украинских режиссеров его поколения, а получаемое признание и награды придают молодому постановщику большей уверенности экспериментировать и идти на риск.