UA / RU
Поддержать ZN.ua

Короткая дорога в дюнах

После счастливо завершившегося фильма «Не родись красивой», после информсводок с реалити «На дру...

Автор: Олег Вергелис

После счастливо завершившегося фильма «Не родись красивой», после информсводок с реалити «На другом конце стола», после старта удивительного сериала местного производства «Пять минут до метро» канал «1+1» шесть вечеров подряд душил конкурентов героическими рейтингами телешоу «Новая волна» — международного фестиваля массовой песни в Юрмале под руководством Раймонда Паулса и Игоря Крутого. Украина на ярмарке песенного тщеславия осталась без единой премиальной коврижки. Сомнительный уровень конкурсантки вызвал оторопь, недоумение, а потом очевидные ассоциации с аматорскими потугами тысяч дарований, которые представляют свои способности, скажем, в «Караоке на Майдане».

«Новую волну» еще недавно трясло и штормило — двенадцать баллов и выше. И летописцы шоу-хроник еще выведут мелким бисером на своих скрижалях рассказы о том, как полыхали звездные войны между И.Крутым и телебоссом К.Эрнстом. И как эти распри едва не разрушили шоу-империю крутого маэстро, уроженца Гайворона Кировоградской области.

Благо у него оказались верные друзья. В их числе — Р.Ахметов и А.Пугачева. Во многом благодаря именно их моральной (и не только) поддержке композитор сначала выстоял, а затем победил. Видимая причина давнего и неостывшего противостояния, как всегда, романсы и финансы. Сначала не поделили на ТВ «Фабрику звезд», потом произвели кадровую рокировку у штурвала «Первого», назначив на приносящие прибыль развлекательные передачи «своих» людей. Позже в войне против песняра задействовали оружие различной силы поражения: от жалоб персонально Путину до фискальных обысков в офисах композитора. Телепроекты мэтра популярной песни одно время вообще исчезли из программ центральных (российских) каналов, а исполнителей в его сборные концерты строго фильтровали: налево пойдешь — на экран не вернешься.

Лишь год назад счастливые звезды над Крутым выстроились в правильную Большую Медведицу. И имя ей — Муза. Напором и силой уцелевшего авторитета она, очевидно, не бесплатно, не дала в обиду сочинителя хита «Любовь, похожая на сон». И уже год назад «Волна» всплыла на НТВ во главе с примой-Музой. Теперь проект и вовсе прописался на федеральном канале «Россия», что действительно круто.

Еще круче в раскладах поп-мероприятий то, что «Волну-2006» благословил лично В.Путин голосом… все той же спасительницы. Что не часто происходит на песенных слетах. Президентский текст, как все уже услышали, был прочитан артисткой с такими неземными эмоционально-надрывными интонациями, будто это лирические строки А.Ахматовой. Путинский дискурс окончательно «реабилитировал» И.Крутого. А «разрешительную грамоту» якобы самолично выбивала именно известная певица — уже через свои кремлевские связи с семьей первого вице-премьера Д.Медведева. («Эту песню не задушишь, не убьешь».)

Не менее любопытные пасьянсы сложились этим летом и в Украине, когда возник вопрос, какой телеканал купит рейтинговую передачу-шестидневку от Крутого—Паулса. Прежде такой вопрос не возникал. Поскольку это была традиционная забава «Интера» — песни, пляски, прибаутки. Но так как украинские каналы в последнее время все труднее поддаются идентификации ввиду их однотипного «репертуарного» наполнения, то и на «1+1» это шоу никого не удивило. Правда, прежде происходила подковерная борьба в несколько этапов. Поначалу торг вел тот же «Интер». С нашей стороны — недавно назначенные музпродюсеры, с московской — представители «АРСа». Внешний итог: не сошлись в цене. Внутренняя подоплека: проделки конкурентов. Прежний менеджмент «Интера», отколовшийся от канала после ухода В.Ряшина, этим маневром и связями с московскими шоу-воротилами якобы взял и насолил «интер-националистам». Что в шоу-бизнесе — везде и всюду.

Что касается собственно телевизионного шоу и закулисного бизнеса… По последней позиции цифры астрономические. Только бюджет телефестиваля, разумеется, никто не разгласит даже под пытками инквизиции. Хотя, представьте, собрать в один «букет» Иглесиаса, Фабиан, Ротару, Баскова, «Зверей» и десятки других «ценных» людей, а еще гостиницы, самолеты, прямые эфиры — все это «миллион, миллион, миллион». По одной из версий, гонорар только одной Музы мог потянуть на 150 тыс. у.е. (хотя для ее трудов праведных и это не финансовый предел). А по информации «Известий», Э.Иглесиасу только за две песенки и хамские пляски на столе заплатили 270 тыс. у.е.

В итоге именно в 2006 году юрмальская «Волна» может небезосновательно считать себя правопреемницей давних и в свое время успешных конкурсов песни (среди дружественных стран) наподобие «Сопота» или «Золотого Орфея», растворившихся в историческом времени и погасших в телевизионном пространстве. А уж победы «иногородних» — американки Анжели Ла Роуз, итальянца Джанни Фиореллино, грузинки Софико — придали мероприятию шарм «неместечковости» и «неподкупности». Так как все-таки не раздали «сестрам по серьгам», где «сестры» исключительно страны-организаторы.

Для Украины рейтинговая «Юрмала» дорога как память и мила как сувенир особенно в связи с прошлогодним успехом певицы Тины Кароль. Тогда «болели всей страной» — и, в общем, «наша взяла».

Относительно нынешних «мизансцен» в связи с явлением перед многомиллионной телеаудиторией милейшей М.Мигаль, то и здесь можно хотя бы попытаться кое-что объяснить. Например то, что на международные конкурсы некоторые украинские продюсеры сначала посылают ноги, а затем все остальное (в частности, вокальные данные). Как сообщил «1+1» (в репортаже столь бесстыдного пиарного напора, от которого сначала закрылись глаза, а затем завяли уши) выдающийся продюсер-2006 Д.Климашенко: «Хотел показать продукт — и показал!». Очевидно, что «продукт» стал вредным определением для остатков того творческого, что еще уцелело в стране. Продукт — в «Фуршете». Купил, съел, забыл. Здесь, в общем, тоже: увидел, услышал, ужаснулся (забыл). Немудрено, что год от года кристаллизуется особая порода украинских вокалисток — «фуршеты («продукты»), которые поют». В связи с Майей, которая на вокал «хромает», можно, конечно, обнаружить а) стремление удивить (внешними данными), б) желание потрафить зрительским эмоциям узнаваемым «образом с косой» (привет Ю.Тимошенко). Потому что «сто лет в обед» разные артистки (не для сравнения с нашей, конечно) сканируют популярные имиджи. М.Монро и вовсе растащили на детали и шурупы, Э.Перон тоже регулярно не оставляют в покое. (Близок час, когда и легендарный рупор Майдана бабу Параску ангажируют в этот сонм.) Но исторические и политические «архетипы» в подобных ситуациях для одних «сканировщиц», полагаю, важны как «фишки», а для других, наверное, как идейное наполнение? И если в очередной раз закрыть глаза на творческую составляющую того, что творилось на юрмальской сцене два вечера подряд во время выступления украинской конкурсантки, а приплести к этому только «идейный смысл», то… Даже провал можно осмыслить. В первый вечер на «Вербе» заплели «косу», во второй откровенно спародировали нечто стихийно чувственное, полуоголенное, слегка жеманное (возможно, «Пышку»?). И как прикажете понимать навязчивые аллюзии? Коль цепь витиеватых образов — намек на «бордель» (в стране), тогда оценка «пять» за актуализацию и гражданскую позицию. Жаль, жюри чего-то не прочувствовало и не оценило.

Но опять о политике. Президент суверенной Латвии г-жа Вайра Вике-Фрейберга, по-моему, уже просто обязана издать специальный указ, который бы предписал запрет на исполнение произведений национального достояния (каковым и является Р.Паулс) украинскими коллективами — «ВИА Гра» и «В.Сердючка & ее родственники». Фонограмма «любэ» стерпит. Но зачем же «Часы»-то (старинные) так жестоко увечить с кукушкою вместе? Даже в виде кавэр-версии? Тем более что в СНГ по-прежнему есть кому петь. И их по-прежнему две (в том числе и на «Юрмале»), две «зірки» вне времен и политдекораций. «Святая» и «грешная», как их иногда называют. Впрочем, нужны ли имена, лучше спастись умолчанием. Да, читатель, лучшими, хоть и фонограммными, в течение юрмальской шестидневки опять оказались именно эти два сорта вина, у которых выдержка — четыре десятилетки. И чудится мне, будто песням-интригам в их исполнении (ох, эти умилительно-хищные взгляды на радость и под бдение неусыпной телеаудитории) уже не будет конца никогда. Даже в две тысячи (не важно каком) году. Когда таким же вот летним вечером откроется то ли «Юрмала», то ли что-то еще, и в нетленном блеске своего прожженного мастерства появятся те же — на манеже. И снова опровергнут расхожий постулат о том, что «жизнь невозможно…». Еще как возможно. (А при чем тут пластика?)