UA / RU
Поддержать ZN.ua

Королева и горничная на Берлинале

Все чаще латиноамериканские фильмы оказываются тем неожиданным открытием, которого ожидают от каждого фестиваля. Именно такое ощущение оставил просмотр квазиэтнографической картины "Вулкан "Искануль" - дебюта гватемальского режиссера Жайро Бустаманте.

Автор: Ирина Зубавина

Если прошлый, 64-й Берлинале состоялся под знаком китайского кино, что во многом определялось солидной экономической поддержкой китайского спонсора, то нынешний фест однозначно проходит под знаком Латинской Америки. В основной и сопутствующих программах фестиваля были представлены фильмы из Чили, Мексики, Гватемалы, Гондураса, Аргентины. Только в основном конкурсе пять фильмов созданы при участии латиноамериканских стран.

Это не просто малоизвестное кино, некая кинематографическая экзотика, своеобразный "клуб кинопутешествий" или "Дискавери". Все чаще латиноамериканские фильмы оказываются тем неожиданным открытием, которого ожидают от каждого фестиваля.

Именно такое ощущение оставил просмотр квазиэтнографической картины "Вулкан "Искануль" - дебюта гватемальского режиссера Жайро Бустаманте. Фильм насыщен этнографизмами: аутентичными ритуалами, выразительными типажами, характерными трудовыми процессам, но при этом рассказывает драматургически связную историю о девушке, которая мечтает вырваться из своего маленького селения, увидеть мир "по ту сторону" вулкана Искануль.

Кто бы мог подумать, что дебютная лента режиссера из Гватемалы окажется интереснее нового творения признанного киноклассика Вернера Херцога - картины "Королева пустыни"… "Королева" оказалась довольно скучным зрелищем, оживить которое не удалось даже созвездию блистательных актеров. В главной роли британской писательницы, исследовательницы и негласной королевы пустыни Гертруды Белл, налаживающей контакты между враждующими племенами бедуинов, - Николь Кидман. Сердца этой неприступной амазонки добиваются персонажи, которых играют Джеймс Франко, Дэмиэн Льюис, Роберт Паттинсон. С каждым из воздыхателей Гертруда мила и дипломатична. Однако эта сильная женщина так и остается незамужней. Куда лучше ей удается предугадывать судьбу будущих правителей местных племен, помогать хашимитским династиям укрепиться на троне Иордании и Ирака.

Как обычно, Херцог силен в показе природы: пустыня в его фильме прекрасна, но характерного для режиссера конфликта природы с цивилизацией на сей раз не наблюдается.

Ниже "Королевы пустыни" оценен лишь французско-бельгийский фильм Бенуа Жако "Дневник горничной". Фильм стал третьей экранизацией одноименного произведения Октава Мирбо. Надо было обладать определенной смелостью, чтобы пойти по стопам Жана Ренуара, экранизировавшего роман в 1946 году, и Луиса Бунюэля, чья версия 1964 года с Жанной Моро в главной роли стала классической.

Дерзкая горничная Селестина (Леа Сейду), попав из Парижа в провинциальный дом распутного хозяина и его тиранической ревнивой жены, заводит интригу со слугой Джозефом. Последний распространяет антисемитские воззвания и предлагает героине стать ее сутенером… Сардонический взгляд на буржуазию, предлагаемый литературным первоисточником, получает в фильме неожиданный поворот: Селестина выбирает путь криминала и уезжает с Джозефом. В этом смысле у Бенуа Жако получился своеобразный "анти-Бунюэль".

Заметен интерес к картине "45 лет" британского режиссера Эндрю Хэя. Действие происходит в наши дни: немолодая супружеская пара переживает экзистенциальный кризис накануне празднования 45-летия совместной жизни. Незадолго до торжественной вечеринки по случаю весомой даты муж Джефф (Том Кортни) получает письмо, в котором сообщается, что в швейцарских Альпах найдено вмерзшее в лед тело его бывшей невесты… Несмотря не некоторую монотонность действия и предсказуемость финала, посвященный проблемам брака фильм, как оказалось, зацепил большинство экспертов за живое.

Фаворит кинокритиков - "Такси" иранского режиссера Джафара Панахи. Как известно, в марте 2010 года Панахи был арестован и осужден на шесть лет заключения за антиправительственную деятельность и участие в акциях протеста. Ему было запрещено снимать фильмы и выезжать из Ирана в течение 20 лет.

Тем не менее, правдами и неправдами режиссер продолжает работать. В "Такси" Панахи находит оригинальную лазейку, обходя условия "домашнего ареста". Сев за руль желтого кэба, он колесит по красочным улицам Тегерана, подбирая пассажиров, записывая их разговоры на видеорегистратор. В его такси садятся разные люди, каждый со своей историей. Из незамысловатых пазлов комических и трагических бесед складывается захватывающая картина иранского общества. Несмотря на всевозможные ограничения, по утверждению Панахи, кинематограф как искусство остается его главной заботой, способом достичь гармонии с собой. Чтобы не подвести своих помощников, членов творческой команды, Панахи оставил фильм без финальных титров, как бы возлагая ответственность за съемки на "скрытую камеру" видеорегистратора.