В связи с 80-летием Республики Турции в Национальной филармонии выступила пианистка из этой страны, лауреат международных конкурсов Гюльсинай Онай. Программа юбилейного вечера была составлена с соблюдением паритетов между славянской и восточной культурой. В исполнении оркестра филармонии под управлением Николая Дядюры прозвучали Романтическая симфония Михаила Степаненко, симфоническая поэма Джемаля Решида Рея «Султан Мехмед ІІ Завоеватель» и, наконец, Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, в котором проявили себя разные типы исполнительских школ.
Если учитывать недавние события музыкальной жизни Киева, можно сказать, что Гюльсинай Онай не очень-то и повезло. Именно Третий концерт Рахманинова был одним из самых исполняемых в финале конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, и именно он прозвучал в исполнении Михаила Плетнева первого октября в Национальной опере Украины. К тому же на фестивале Крайнева также не обошлось без исполнения рахманиновских концертов. Но даже в этом контексте выступление пианистки из Турции было успешным. Уже в главной партии она продемонстрировала необыкновенно тонкую мягкую артикуляцию. Особенная изысканность проявлялась в игре на пиано и в сольных разделах. Однако в целом госпожа Онай предложила слишком женственное звучание музыки Рахманинова. Её партии явно не хватало мощи, а в кульминациях даже элементарной фонической силы. Мелодии под пальцами пианистки были пластичны настолько, что напоминали движение восточных танцовщиц, но их иногда просто не было слышно.
К слову, Николай Дядюра проявил себя как корректный аккомпаниатор. К тому же он добросовестно выучил неизвестную в Украине партитуру Джемаля Решида Рея, у которого в этом году столетний юбилей. Премьера симфонической поэмы была достаточно поучительной для киевской композиторской школы, поскольку нынче образцы музыки восточных композиторов звучат только на концертах в честь дней независимости их государств. У нас практически нет никакого представления о современной музыке Индии, Японии, Африки, Китая, а также знания музыкальной лексики из этой области культуры, актуальных для неё образов.
В целом концерт вызвал самую живую реакцию слушателей. Некоторые музыкальные гурманы сознавались, что впервые слушали музыку не головой, а сердцем.
На фото: солистка из Турции Гюльсинай Онай и дирижер Николай Дядюра.