UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНЦЕНТИРОВАННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МУДРОСТИ

В ценностях каждой национальной культуры есть элементы общечеловеческих ценностей, и прежде всего таких, как истина, любовь, добро и красота, к которым всегда стремилось человечество...

Автор: Петр Чечелюк

В ценностях каждой национальной культуры есть элементы общечеловеческих ценностей, и прежде всего таких, как истина, любовь, добро и красота, к которым всегда стремилось человечество. Поэтому религия на протяжении многих веков привлекала верующих именно своим поиском добра и духовности. И была едва ли не единственным хранителем этих ценностей.

К таким ценностям относится икона — одна из богатейших сокровищниц храмовой символики, унаследованной от христианства, основная форма литургического искусства восточно-христианской традиции. К этой особой святыне украинского народа приходят с радостью и печалью, с верой в торжество справедливости.

Наша нравственность была подвержена коррозии и нуждается в очищении. В человеческом обществе с недавних пор обнаружилась глобальная тенденция к упрощению моральных ценностей. Это уже происходило на наших глазах, и все мы знаем, как трудно возвратное восхождение. Даже не на вершины духа, а хотя бы на позиции, завоеванные предками. К таким выводам невольно приходишь, осмотрев экспозицию Музея Волынской иконы.

Волынь имеет давнюю историю иконописи. О расцвете этого древнего искусства еще во времена Киевской Руси и особенно Галицко-Волынского княжества писали летописцы в «Летописи Русской». Среди главных свидетельств этому — знаменитая благодарность князю Владимиру Васильковичу, «книжнику и философу», на страницах Галицко-Волынской летописи. История же музейничества на Волынской земле упоминается в конце XVIII века, а во второй половине XIX и начале XX веков здесь были основаны и широко действовали известные своими богатыми коллекциями музеи во Владимире-Волынском, Остроге, Кременце и Житомире. В это время в г. Луцке был создан Музей Хрестовоздвиженского братства, коллекции которого привлекали многих исследователей того времени.

Сегодня Музей Волынской иконы, несмотря на свою молодость (был создан в 1995 году), считается достойным культурным центром Волынского края, настоящей сокровищницей его духовности. За пять лет своего существования он стал известен в Украине и за ее пределами не только своей интересной экспозицией, но и исследовательской, реставрационной и научной работой. Его собрание насчитывает 354 иконы только Волынской школы иконописи XVI—XVIII веков.

Большая часть коллекции сформировалась в восьмидесятых годах во время комплексных экспедиций по выявлению и собранию ценных памяток искусства, которые находились в снятых с реставрации и действующих культовых помещениях Волыни. Научное руководство экспедициями осуществлял ныне покойный доктор искусствоведения Павел Жолтовский. В ходе этих мероприятий было обследовано более 350 храмов, в результате которых в фонды Волынского краеведческого музея поступило 1109 экспонатов, среди них и иконы школы Волынской иконописи.

Слово «икона» в переводе с греческого означает «изображение». Далеко не каждый художник имеет право писать иконы. По тогдашним канонам это должен был быть высокопрофессиональный мастер, который глубоко знал храмовые законы христианства и ведший монашеский образ жизни. Получив от своих предшественников, иконописцев Киевской Руси, высокохудожественное наследство, украинские иконописцы ХVI—ХVII веков, развили его. Иконопись тех времен представляла собой вид искусства, в котором отображены освободительные идеи украинского народа от монголо-татарского ига.

В подтверждение этому в музее хранится несколько икон с изображением Юрия Змееборца. В эпоху средневековья этот образ был распространен на полотнах иконописцев. На шедевре волынского иконописца Иовы Кондзелевича, зрелого периода его творчества, изображение Юрия Змееборца концентрируется на драматической кульминации судьбы. Скачущий на коне витязь поражает копьем дракона. Эта икона — символ освободительной миссии украинского народа.

Икона «Богоматерь Одигитрия» конца XVII столетия поражает глубокой скорбью и величием. По традиции византийского искусства, глаза изображены большими, нежели на самом деле, выразительными. С какого бы места ни смотреть на икону, глаза Богоматери смотрят на смотрящего, этим достигается живая связь между зрителем и образом Святой. Красный цвет, изобилующий в иконе, символизирует мучение и боль, голубой и лазурный — вечное течение времени.

Шедевром вершины мастерства школы Волынской иконописи открывается также экспозиция Киевского государственного музея украинского искусства — иконой Волынской Богоматери. Музей приобрел ее в начале семидесятых годов. После реставрации иконы выявилось, что икона написана в конце тринадцатого или в первой половине четырнадцатого века.

В музее более тридцати икон Христа-Спасителя. От каждой фигуры Иисуса исходит сознание божественного величия, его особого предназначения. На иконе начала XVII века «Спас Вседержитель» — глубоко одухотворенное лицо византийского типа, пластично выписанная живописными тонами голова, тонкий рисунок каштановых волос и бороды, орнаментный нимб — свидетельство об освоении древневолынскими иконописцами ренессансных тенденций и народной иконописи. Смотритель икон вместе с изображенными персонажами как бы предстает соучастником события, представленного на иконе.

На протяжении многих лет музей сотрудничает с Волынской таможней и управлением СБУ. Часть конфискованных на границе икон и церковного антиквариата передается в фонды музея. Именно таким путем его коллекция пополнилась сотнями новых экспонатов. В фонде 225 икон Русской школы иконописи конца XVIII и начала XX столетий. В них отобразилась художественная культура эпохи и сложный процесс перемены стилей искусства — ренессанса, барокко, класицизма. Иконы синтезируют в себе традиции давней византийской иконописи, западноевропейские иконографические мотивы и национальную самобытность и образотворчество. В ряде икон этого периода — заметное влияние народного примитива, росписи по дереву. Они праздничные, яркие, жизнерадостные, отличаются широкой гаммой цветов.

Коллекция давней Волынской живописи дает полное представление об основных направлениях и особенностях развития иконописи Волыни ХVI—ХVIII веков. Собранные воедино иконы открывают не только для зрителя, но и для специалистов, одну из самых ярких страниц культуры живописи украинских земель.

Музей иконы, как источник духовности, своим художественным богатством дает духовный материал людям, изучающим и потребляющим эту духовность. Он вышел за рамки простого хранения и экспонирования. Здесь ведется изучение искусства иконописи и его распространения. Знакомство с иконами, говорит хранитель музея Елена Низкохат, одна из основ духовного и эстетического воспитания. Оно расширяет кругозор, внушает уважение к творчеству предков. Ведь на иконах не просто представлены библейские сюжеты, не просто пересказаны, но воссозданы так, словно события, изображенные на них, происходят в нашем собственном окружении. Ведь в период того времени новое философское мышление пробудило интерес к внутреннему миру человека.

Религия — это пласт культуры, без знания и понимания которого едва ли можно назвать человека образованным и интеллигентным. Она оказала значительное влияние на разные стороны человеческого общества и судьбы миллионов людей. И эти величайшие творения храмовой живописи — это концентрированное воплощение мудрости и культуры той эпохи. Бесчисленные их ценности нами утрачены навсегда, а религия как существовала, так и существует. И если сегодня говорить о знании и понимании литературы, философии и искусства, то в первую очередь необходимо говорить о религиозных атрибутах нравственности.