UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНТРАСТЫ ЛЬВОВСКОЙ ОСЕНИ

Львов — город контрастов. На каждом шагу прошлое, напоминая о себе, претендует по-своему формиров...

Автор: Марина Черкашина

Львов — город контрастов. На каждом шагу прошлое, напоминая о себе, претендует по-своему формировать сознание современников эффектом причастности к иным эпохам, странам, национальным истокам, типам человеческих отношений. Образ города как духовной среды издавна складывался в условиях двойного существования на границе. Амбициями столицы самостоятельного региона, расположенной в пограничной полосе, определялись сложные отношения с центром — была ли это Вена, Варшава, Киев или Москва. Показательно, что Львовский оперный театр, построенный в стиле венского псевдоренессанса, не только претендовал на статус одного из лучших театральных сооружений Европы, но и получил то же название, что и главные оперные сцены Варшавы и Москвы, — Большой. Его строительство началось на изломе эпох, а открытие ознаменовало собой самое выдающееся культурное событие первой осени XX века.

Так совпало, что в неповторимое время на грани тысячелетий Львов отмечает столетний юбилей своего театра и в широком прощальном жесте обозревает художественные достижения уходящего века в концертах VI Международного фестиваля современной музыки «Контрасты». Юбилейные праздничные мероприятия театром только начаты. Дата его открытия 4 октября сто лет назад разделила их на предшествовавшие праздничным дням и собственно юбилейные торжества, спланированные на весь театральный сезон. Одной из таких важных акций стала двухдневная научная конференция, участие в которой приняли исследователи из Австрии, Германии, Польши, Украины. Тематика докладов охватывала не только события последнего века. Ведь Львов как европейский оперный город значительно старше. Здесь работали немецкая, польская оперные труппы. Продолжительное время они закладывали фундамент художественных традиций, на почве которых и сложилась благоприятная ситуация для появления в городе собственного Большого театра.

Оперное искусство, как никакое иное, с самого начала своего существования, с одной стороны, приобрело межнациональный статус, с другой — активно служило утверждению именно национальных идеалов. В таких двойных срезах раскрылось прошлое оперного Львова в выступлениях ученых разных стран. Историю музыкального театра Львова рассматривали как общее наследие нескольких народов. Никто не пытался оспаривать преимущественное право собственности на это общее достояние. Профессор из Вены Гартмут Кронес рассказал, как освещалась музыкальная жизнь Львова XIX века на страницах австрийских журналов. Польские исследователи анализировали поставленные на львовской сцене оперы польских композиторов, выступления польских певцов. Из доклада профессора из Варшавы Ягны Данковской очень любопытно было узнать, как реагировала львовская сцена на передовые достижения европейского оперного искусства, а именно — какой отзвук получили здесь реформаторские идеи Вагнера. В первые десятилетия XX века в польских переводах Александра Бандровского в театре шли не только самые популярные вагнеровские произведения, но и была показана вся тетралогия «Перстень нибелунга». Отметим, что в других оперных театрах на территории Украины тетралогия никогда не шла. Тем более весомым историческим фактом можно считать ее появление на львовской сцене в 1911 году.

Сложен путь утверждения во Львове украинского оперного и балетного репертуара, борьба за полноценное существование которого продолжалась годы. Накопленный театром солидный опыт постановки произведений украинских авторов был обобщен в ряде выступлений львовских и киевских исследователей. Вокруг этих выступлений кипели страсти, их отличало особое полемическое напряжение. Чувствовалось, что события последних шестидесяти лет — а именно с 1939 года начинается путь нынешнего Львовского государственного академического театра оперы и балета имени Ивана Франко — еще не стали законченной главой истории. Недавнее прошлое так же переплелось с современностью, как продолжает оставаться современным авангардное искусство XX века. Стал ощутимым общий узел проблем, которые приходится решать и руководству театра, и художественному совету фестиваля «Контрасты». К сожалению, мы сегодня живем в государстве, которое не может, не умеет, не способно целесообразно спланировать и последовательно осуществлять дальновидную политику в области культуры. Руководителям различных культурных звеньев и всем деятелям культуры также нелегко учиться действовать самостоятельно, не полагаясь только на государственную поддержку.

Не ждут милости от государства директор львовской оперы Тадей Эдер и сильная инициативная команда основателей львовских «Контрастов». Пока им удавалось находить спонсоров, привлекать творческие силы, участие которых в культурных проектах делало их престижными и выводило за пределы узкого локального масштаба. Удавалось также воспользоваться значительно большей заинтересованностью делами пропаганды достижений собственного искусства соседних государств. Так, без активного сотрудничества с поляками — Министерством культуры и национального наследия Польши, Польским институтом в Киеве — не состоялись бы два чрезвычайно интересных концерта, которыми в этом году открывались «Контрасты». Уникальным культурно-художественным событием можно назвать исполнение «Страстей по Св. Иоанну» И.С.Баха львовским камерным хором Gloria (художественный руководитель Владимир Сивохип), оркестром Sinfonietta Cracovia под руководством дирижера Станислава Веляника, группой польских солистов. Интерпретация такого сложного многомерного произведения требует глубокого проникновения в сакральное содержание текста и совершенного владения особым стилем баховских «Страстей». Это касается едва ли не в первую очередь ответственной партии Евангелиста — взволнованного свидетеля, рассказчика и комментатора событий страстной пятницы. Тенор Яцек Вислоцкий, соблюдая меру, передал однако и высокую обобщенность языка рассказчика, и множество эмоциональных оттенков, отражавших реакцию любимого ученика Христа на все, что он чувствовал и видел. Кроме ведущей партии Евангелиста, Яцек Вислоцкий пел и сольные теноровые арии, в которых также раскрылся как тонкий интерпретатор баховской лирики. В ансамбле певцов очень хорошее впечатление произвела Анна Любаньская, исполнявшая партию альта.

Явно крепнет и художественно совершенствуется львовский хор Gloria. В баховских «Страстях» ему удалось продемонстрировать необходимую контрастность манеры звукоизвлечения и характера эмоций в хоральных обработках с их неприхотливостью и сдержанным лаконизмом, в масштабных обобщенных хорах со сложной полифоничной техникой, наконец, в драматических выкриках толпы, где хор становится активным действующим лицом. Разные планы многослойного сюжета охватил в своей продуманной совершенной интерпретации дирижер Станислав Веляник. Баховские «Страсти по Иоанну» особым образом вписались в духовную среду города с его величественными храмами, с неповторимым обликом украинского барокко, с драматической экспрессией барокковой скульптуры. На деньги поляков приехали во Львов музыканты чудесного Польского камерного оркестра Sinfonia Varsovia. Их концерт проходил в рамках III Фестиваля польской культуры в Украине и, безусловно, стал украшением львовских «Контрастов». В его программе сочетались интересно представленная дирижером Романом Реваковичем панорама польской музыки второй половины XX века и впечатляющее исполнение Камерной симфонии для струнных Дмитрия Шостаковича. Эффектно прозвучало в этом контексте и остроумное произведение львовянина Юрия Ланюка ТанГОпак для фортепиано, ударных и струнных (солист Йожеф Эрминь, партии ударных — Андрей Гетьман и Дмитрий Олийнык). Все произведения были подобраны так, чтобы смогли наиболее полно раскрыться совершенство оркестра, его сыгранность, способность эффектно представить музыку ярко концертного плана и обнаружить глубину трактовки такого драматически напряженного произведения, как симфония Шостаковича. Последняя является оркестровой транскрипцией всего квартета композитора, сделанной в свое время известным музыкантом Рудольфом Баршаем. Глубоко трагический квартет насыщен автоцитатами и в то же время воспринимается как исповедь о самом сокровенном и как гротескно обостренное воспроизведение апокалипсических образов, порожденных XX веком. Интерпретация симфонической версии произведения, предложенная Р.Реваковичем, поразила масштабностью, динамизмом, эмоциональным напряжением. Один из основателей фестиваля, автор многочисленных его проектов, Ревакович снова организовал и провел концерт, который, без преувеличения, можно считать великим художественным событием. Баховские «Страсти» и концерт Sinfonia Varsovia, открывшие фестиваль, определили высокую планку, на которую он сориентирован.

Связь прошлого с современностью, а также внутренняя близость двух культурных эпох ощущались и на выставке произведений выдающегося львовского сценографа Евгения Лысыка. В художественной палитре Лысыка достояния XX века сочетались с космизмом и обостренностью форм, характерными для его львовских предшественников эпохи барокко. Особенно интересно было обнаружить его близость к гениальному скульптору Ивану Георгию Пинзелю, творчество которого представлено в экспозиции Музея львовской сакральной барокковой скульптуры ХVIII века. Так же, как Пинзель дал жизнь самобытной школе своих последователей, ученики Лысыка братья Тадей и Михаил Рындзаки продолжают дело своего учителя как ведущие художники Львовской оперы. Именно их оригинальная сценография определила монументальный, впечатляющий стиль последней премьеры театра — оперы Д.Верди «Набукко», спектакля, который на этой неделе имели возможность увидеть и киевляне. Не анализируя ее детально, можно сказать, что это добротная работа, достойная юбилейных торжеств. Хочется верить, что именно она послужит ориентиром на будущее. В ней была мобилизована творческая энергия всего коллектива и выявлен его потенциал в пределах существующих сегодня возможностей. Речь идет о составе оркестра и хора, наличии в труппе ярких солистов. Среди исполнителей сольных партий на роль звезды могла претендовать разве что Л.Савчук — Абигаилла. Остальные солисты не достигали ее уровня, хотя и не выбивались из ансамбля, тщательно отработанного приглашенным итальянским режиссером-постановщиком Д.Вишилием и дирижером- постановщиком М.Юсиповичем.

К сожалению, не в лучшем состоянии текущий репертуар театра. В этом можно было убедиться, посмотрев «Богему». Спектакль — явно не долгожитель. Но он еще раз убеждает в простой истине: если в опере о молодежи и для молодежи — а именно таковой является «Богема» — нет исполнителей соответствующей возрастной категории, ее лучше снять с репертуара. Представление засвидетельствовало и наличие в театре проблем с вокальной культурой. Проблематичным показалось ее исполнение на языке оригинала. Ведь львовский театр ведет нелегкую борьбу за собственного зрителя. Несмотря на то, что «Богема» шла в воскресенье, театр не был заполнен. Партер пестрел свободными местами, а шумные группки школьников на верхнем ярусе весело развлекались, мало обращая внимание на то, как солидные дяди и тети, которым давно перевалило за тридцать, старательно изображали их ровесников и пели что-то непонятное.

Львовские «Контрасты» отличает тщательная подготовка печатных материалов. К каждому фестивалю готовят два специальные издания — одно с перечнем всех программ, второе — еще и с подробными аннотациями к исполняемым произведениям и короткими сведениями обо всех авторах. Из последнего видно, что на шестом фестивале предполагалось исполнить произведения 73 авторов, однако по финансовым причинам текущего года пришлось уменьшить количество концертов. При чрезвычайном разнообразии представленных имен, в условиях смелого сопоставления вершин мировой классики (Бах, Шуберт, Малер) с довольно пестрым творчеством наших современников трудно рассчитывать на одинаково высокий художественный уровень всех программ, а также на тщательную их отработку исполнителями. Досадное недоразумение возникло уже в начале с известным оркестром «Виртуозы Львова», который не смог подготовить указанное в программе произведение Виталия Губаренко, ссылаясь на его сложность и недостаточное количество репетиций. И только неуважением к памяти известного музыканта, ушедшего в этом году из жизни, можно назвать предложение дирижера Ю.Луцива исполнить в концерте только первую из трех частей Concerto grosso для струнных, созданного именно с учетом исполнительских возможностей оркестра виртуозов, на звание которого претендует львовский коллектив.

Творчеством Густава Малера, рожденным на пересечении эпох, открывался музыкальный мир XX века. Прощаясь с ним, львовские «Контрасты» этого года завершаются исполнением «Песни о земле» Малера. А на последней странице фестивальной книжечки, тексты которой составили и отредактировали Роман Стельмащук и Александр Щетинский, можно прочесть: «Следующий, VII Международный фестиваль современной музыки «Контрасты» состоится во Львове 5—14 октября 2001 года». Что ж, как говорится, доживем до понедельника.