В столице завершился ІІ Международный фестиваль документальных фильмов «Контакт». Это один из тех редких форумов, на которых отечественное кино полноценно вписывается в мировую палитру. Гран-при в «коротком метре» — у Игоря Стрембицкого за «Подорожніх» (лента, как известно, уже отмечена золотом Каннского фестиваля).
Все дело, разумеется, в жанре. Украинская школа кинодокументалистики издавна славилась профессионализмом и оригинальностью. И традиции этой школы оказались столь сильными, что смогли пережить затяжную полосу отечественного кинокризиса, выдать новые имена и привести к внушительному количеству наград престижных международных фестивалей.
Уверенность, с которой документальное кино удерживается сегодня на плаву, с особой очевидностью подчеркивает одну из главных слабостей кино игрового — отсутствие качественной драматургической базы. В этом смысле документалистам, конечно же, проще: им не надо придумывать сюжеты и сочинять героев. Но такой «легкий» доступ к фактуре реальности таит в себе определенную опасность: некоторых режиссеров он непозволительно расслабляет, и вместо авторского осмысления объективности, зафиксированной камерой, мы видим линейную констатацию событий. Что превращает документальный фильм в банальный телерепортаж.
Так произошло с фильмом Олеся Санина «День седьмой», рассказывающим о переломном дне оранжевой революции — 28 ноября 2004-го, когда внутренние войска в полной боевой экипировке готовились двинуться на разгон Майдана. Как излагает фестивальный каталог, «авторы фильма поставили себе цель — обнаружить переломный момент противостояния власти и оппозиции». Авторам фильма это удалось. И зритель сполна проникся тревогой, таившейся за кулисами майдановской дискотеки. Но никакой особой режиссерской заслуги в том, что фильм состоялся, нет. Главную работу проделали тележурналисты «5 канала» — автор сценария Наталка Фицич и продюсер Владимир Арьев. Им принадлежит идея. Они собрали материал и нашли героев. Режиссер лишь свел все это воедино да запустил видеоряд под увертюру из «Тараса Бульбы».
Что такое режиссерское осмысление в документальном кино, наглядно демонстрирует иной фильм на «оранжевую» тему — «NEVSEREMOS! Люди Майдану» Сергея Маслобойщикова, снятый по заказу швейцарского телевидения (Диплом жюри в международной конкурсной программе). Сделав серию психологических портретов «простых людей», стоявших осенью 2004-го по разные стороны баррикад, Маслобойщиков стал едва ли не первым режиссером, который экранизировал логическое продолжение революции — ее достижения и неизбежные разочарования.
Активное авторское размышление, правда, иногда имеет побочный эффект: оно уводит режиссера из «чистого» жанра документального кино к иным берегам. Именно тонкое художественное видение не позволило молодому режиссеру Артему Сухареву получить Гран-при за свой прекрасный фильм «Замки Украины». Члены жюри сочли эту эмоциональную работу, воссоздающую не историю замков, а их загадочную ауру, недостаточно «документальной».
В этом году жюри национальной конкурсной программы не нашло достойных в номинации «лучший полнометражный фильм», поэтому приз — 2 тыс. долл. и статуэтка — отданы «короткому метру». Там его на равных и поделили Артем Сухарев (получивший также Специальный диплом жюри международной конкурсной программы) и Валентин Соколовский за фильм «Александра Эстер и мировая сценография». Гран-при достался Игорю Стрембицкому — за его десятиминутный дебют «Подорожні». Это решение вызвало неоднозначную реакцию фестивальной общественности. Многие сочли, что почтенные судьи не выдержали гнета «Золотой пальмовой ветви», полученной «Подорожніми» на прошлогоднем Каннском фестивале. А на «Контакте», дескать, были картины, более достойные главного приза.
«Решение о присуждении Гран-при «Подорожнім» объясняется очень просто, — сказал «ЗН» член жюри национальной конкурсной программы Сергей Тримбач. — Мы отметили несколько работ, равносильных по уровню профессионализма. Но фильм Стрембицкого перевесил не потому, что имеет награду Каннского фестиваля. По сути, это была единственная картина, которую можно признать документальной. Остальным лидерам конкурса более присущи черты научно-популярного кино. Сегодня, кстати, украинская кинодокументалистика вообще очень часто использует приемы научно-популярного кинематографа. А вот с сырым материалом, как это делает Стрембицкий, режиссеры работают меньше. В документальном кино режиссер подвержен одному риску: выстроить связный поток реальности так, чтобы он не извращался чрезмерно художественным авторским вмешательством. В «Подорожніх» автор тоже вторгается в реальность, но, тем не менее, она остается реальностью, живой документальной тканью. Что же касается всей национальной конкурсной программы, мне кажется, в этом году она слабее, чем в прошлом. Может, потому, что на первом «Контакте» были собраны картины, снятые в течение двух лет. Так или иначе, но по номинации «полнометражный фильм» у нас даже споров не возникло: просто не из чего выбирать — в «полном метре» преобладает телеформат».
Помимо Стрембицкого, виртуозную работу с «живой документальной тканью» продемонстрировал и 20-летний Александр Шейко. Трагический кинорассказ о современной участи города Желтые Воды, который когда-то считался жемчужиной советской промышленности, он подает так, что «ткань» говорит сама за себя. Выстроенная режиссером драматургия позволяет ему просто «перелистывать» кадры, отображающие жуткую реальность: центральную улицу Желтых Вод жители называют Нарконштрассе, радиоактивные отходы закапываются в фундамент детского садика, повсюду — приметы унылого обнищания, лишающего человека последнего достоинства, но выступающий с трибуны местный чиновник браво рапортует о том, что «наш город развивается, он чистый и с водой», и после этого эпизод с самой популярной рекламой в Желтых Водах — рекламой погребальной фирмы «Реквием». Александр Шейко получил диплом жюри «За гражданскую заангажированность».
Фестиваль «Контакт» хорош уже тем, что внушает сюрреалистические мечты: коль в Украине есть талантливые документалисты, может, со временем их творческий разум повлияет каким-то загадочным и непостижимым образом на режиссеров игрового кино?..