UA / RU
Поддержать ZN.ua

Константин Огневой: ВСЮ ЖИЗНЬ Я РАБОТАЮ В СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Когда во время фестиваля «Море друзей» впервые объявили заместителя председателя жюри конкурса м...

Автор: Виктория Муратова

Когда во время фестиваля «Море друзей» впервые объявили заместителя председателя жюри конкурса молодых исполнителей украинской эстрадной песни «Ялта-96», профессора Национальной музыкальной академии К.Огневого, многие, наверное, были удивлены. Его коллегами в жюри стали его бывшие студенты: народный артист Украины Н.Мозговой, заслуженный артист В.Билоножко. Сложно усомниться в компетентности и профессионализме артиста, проработавшего в театре и на эстраде чуть ли не вдвое больше, чем многие молодые конкурсанты. Он пел в заключительном концерте конкурса, и, думаю, не один из начинающих подумал: «Дай Бог, и мне бы так в его возрасте!» Об опыте мастера, о его уроках - жизненных и профессиональных - наша беседа.

- Константин Дмитриевич, вы - известный певец, народный артист Украины, профессор Национальной музыкальной академии. Что сейчас главное в вашей жизни?

- Сейчас - популярно и модно выражаясь - главное для меня - это выжить и быть немножко здоровым. Это, конечно, шутка, потому что человек, занимающийся какой-то деятельностью, должен быть здоров. Я считаю себя очень счастливым человеком, потому что занимался своим любимым делом - учился этому, пел в очень хорошем, просто выдающемся театре - Государственном театре оперы и балета им.Т.Шевченко в Киеве. Пропел я там более двадцати лет, гастролировал по всему миру. Закончил свою карьеру оперного певца, поскольку у меня такое кредо - я всегда говорил своим коллегам в театре: «Лучше уйти на два года раньше, чем на один день позже». Поэтому я ушел немножко раньше и приступил к преподавательской и концертной деятельности. То, что я делал в жизни сам, я видел, как это нужно людям, какое они получали удовольствие от моего пения, и считаю это удачей и своим счастьем. Это - то, от чего я сам получал наслаждение.

Моя работа в консерватории, на мой взгляд, удается. У меня много учеников, работающих в ведущих театрах, - Олег Кулько, который начал работать в нашем театре, но через два года (видимо, нам не нужны хорошие голоса) уехал в Москву, сейчас - солист Большого театра, очень хороший тенор, поет все премьеры - это из выдающихся. Еще двое хороших певцов работают в нашем театре - это братья Приймаки - Петро и Павло, тенор и баритон.

- Уже знаменитые, лауреаты Республиканского конкурса им.Н.Лысенко.

- Да, они поют и в опере, и на эстраде. Занимались они вдвоем, немного пели дуэты, и теперь поют заглавные партии в театре. Это тоже большая удача.

Недавно я встречался с одним редактором, подготовившим несколько передач обо мне, пропагандирующим классическую музыку. Она высказала мне претензии за то, что я «снизошел» до работы в жюри эстрадных конкурсов. Конечно, где-то она по-своему права, поскольку раньше у нас академические и эстрадные жанры никогда не соединялись. Но вместе с тем, если вернуться в прошлое, - были эстрадные концерты с участием звезд оперной сцены - С.Лемешева, М.Рейзена, и ничего страшного в этом не было.

Сейчас другое время, конечно, мы уже не в моде, у нас другие взгляды, мы постарели, но нельзя «зацикливаться» на наших взглядах и останавливаться. Жизнь идет вперед, эстрада сегодня совсем другая, хотя я со многим тоже не согласен в современном искусстве. И я в ответ ей сказал: «Вы хотите, чтобы не было вообще эстрады, чтобы никто не пел песен - пускай молодые люди идут в рестораны или еще хуже - в подъезды?» Когда я был в Черновцах на конкурсе - там была детская студия, «малышня», это - наше будущее. Сам конкурс тоже открывает новые таланты. И фестивали, и конкурсы очень нужны.

Я считаю, что вокалист должен прежде всего красиво петь, иметь хороший голос - тогда можно петь и эстраду, и классику, все что угодно - и это будет хорошо. А когда начинают «хрипеть», «шептать» и орать, это меня не устраивает. Наверное, так модно? Хотя я слежу за зарубежной музыкой - ведь пока у нас все идет «оттуда». Там, я слышу, певцы снова поют красивыми, «тембральными» голосами.

- В моду вновь входят «живые» инструменты, хорошие голоса...

- Чтобы можно было получить удовольствие не только от того, что он модно хрипит, рипит или что-то еще делает на сцене. Думаю, мы к этому тоже придем, хотя это не так просто. Для этого даже для эстрадных певцов, и даже уже знаменитых, все-таки нужна какая-то школа. Это не обязательно пятилетнее обучение, но некоторые голоса нужно чуть-чуть «подправить», «обработать», научить владеть... Пение «открытым» звуком, и особенно крик, чреваты плохими последствиями. Голоса нужно в некотором роде «окультурить», поработать над дыханием. Может быть, что-то придумаем. Пока это дело будущего.

- Но, по-моему, вы уже начали этим заниматься. У вас уже есть такие ученики.

- В моем классе учился в свое время народный артист Украины Н.Мозговой - пел вокализы, классические итальянские арии - и это нисколько ему не повредило, у него хороший голос, он талантливый композитор. В.Билоножко тоже заканчивал у меня. В консерватории он пел заглавную партию в опере Г.Генделя «Дейдамия», поставленную в оперной студии совместно с немецкими коллегами из Лейпцигской высшей музыкальной школы. Партия басовая - очень сложная, и он прекрасно с ней справлялся. Нынче он поет немножко другим голосом, наверное, это дань моде, я не хочу в это вмешиваться.

Сейчас в моем классе А.Пономарев, очень музыкальный певец, хороший, тембрально интересный голос. При поступлении он спел арию Ленского из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин», романс «Средь шумного бала» - классический репертуар, и произвел довольно приятное впечатление. Поначалу его приняли настороженно, как обычно в нашей консерватории воспринимают поступление эстрадных певцов. Мы не брали многих желающих, у которых «материал» не соответствует требованиям консерватории. А если у человека есть данные - он будет петь. Конечно, в оперном спектакле, я думаю, Саше участвовать не придется, скорее я представляю его певцом концертно-камерного плана. А на эстраде он будет петь любую музыку, в том числе и оперные арии. Я считаю его сейчас одним из лучших голосовых певцов с приятным тембром. Думаю, у него большое будущее.

- Константин Дмитриевич, обладая опытом певца и педагога, могли бы вы дать сейчас какие-то советы начинающим певцам: что им нужно делать и чего нельзя ни в коем случае, если они хотят стать настоящими певцами?

- Если певец имеет голос, он должен его сохранять. Это значит режим, питание, образ жизни - т.е. это значит - поставить все на алтарь своего искусства. Голос нужно оберегать от ненужных вещей, которые ему вредят, - в первую очередь - курение, алкоголь, богемно-светская жизнь. Ведь наши молодые, достигнув чего-то, уже стремятся «почивать на лаврах», а ведь на этом все может и закончиться. Ведь как правило, эстрадные певцы «взлетают» на репертуаре: одна-две песни - то ли сам написал, то ли чью-то спел удачно, «выскочил» - и уже «звезда». А что дальше? Нужно сохранить свой голос - материал, который дает право и возможность совершенствоваться. А если песни хорошей нет - и певца нет? На этом все заканчивается? Хорошим голосом даже не очень яркую песню можно спеть так, что она понравится.

Самое главное для вокалиста, основа всего - это понятие о подаче голоса, звуковедении, о дыхании. Эти навыки дают свободу, открывают возможности, и тут уже начинается музыка, которая дает право называться певцом - в любом жанре. Основа - это школа пения.

- Константин Дмитриевич, скажите, пожалуйста, кто дал вам эту школу, кто определил вашу судьбу?

- Школа у меня была начальная - на улице - в детстве увлечение песней. В армии в ансамбле я почувствовал, что такое настоящее пение, как можно петь красиво. Это было во время войны.

- Эпоха «Огонька»?

- Да. С этого времени началась моя школа. У меня были очень хорошие педагоги в ансамбле Минского военного округа - художественным руководителем был доцент Ленинградской консерватории Дмитриев. Это был кладезь премудростей искусства, эрудированный и образованнейший человек, прекрасный дирижер. Второй ансамбль - Белорусского военного округа, им руководил А.Усачев - тоже замечательный музыкант. Потом был Ансамбль Киевского военного округа, где нашим хормейстером был Н.Венедиктов, отец главного хормейстера оперного театра Л.Венедиктова. Он - бывший регент.Во время пребывания в Минске наш ансамбль расформировали, я поступил в консерваторию. И успел взять лишь несколько уроков у педагога Е.Ручьевой. Но эти несколько уроков решили судьбу голоса и соответственно - мою. Она рассказала мне, как я пою, и показала, как нужно правильно петь. После демобилизации поступил в Днепропетровское музыкальное училище, позанимался год - слышу - что-то не так. Начал искать, вспоминая уроки Ручьевой ни примеряя к своим особенностям, и понял: что нужно начинать все с основы. Педагог была против, домашние тоже, но я подумал, что другого пути нет.

По окончании музыкального училища я прослушался в Московскую консерваторию и всем «почти понравился», а главное - А.Свешникову ректору. Комиссия сомневалась, но он настоял. А я уже успел поступить в Гнесинку. Ректор меня отругал за это, и я начал заниматься в консерватории. Со второго курса пел в спектаклях оперной студии - Альмавиву, Ленского, Берендея. После окончания приехал в Киев, поступил в театр, в котором проработал больше 20 лет.

- Были ли в вашей жизни конкурсы, и как вы к ним относитесь в принципе?

- Это были «классические» конкурсы. На первом - республиканском конкурсе вокалистов я получил третью премию, затем был всесоюзный конкурс, на который должны были ехать лауреаты первых премий. И вот за неделю до него мне звонят и сообщают, что я тоже должен ехать в Москву. Я немножко поупирался, но, конечно, поехал, и получил золотую медаль и первую премию.

После этого был Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором проводился конкурс вокалистов. Председателем жюри был Тито Скипа - знаменитый итальянский певец. Участвовала в нем Белла Руденко. Очень много было участников, сложная программа. Я спел прилично, и получил серебряную медаль. А самое главное - Тито Скипа отметил, что я ему понравился, - я пел «Ноченьку».

Конкурсы - это большое дело, это - проявление всех качеств конкурсанта - силы воли, способностей, «настырности», необходимых и для сцены, и для дальнейшей жизни. У певца нервы должны быть, как «канаты», а здоровье - как у вола. Каждый конкурс - это новый опыт, в этом - большая польза.

Теперь я уже знаю, что каждый певец должен найти для себя наиболее удобные и приемлемые навыки пения, выработать свой метод, который принесет пользу исполнителю. К примеру, существуют еще и некоторые особенности устройства гортани - у людей, родившихся в разных регионах и климатических условиях, - они различны. У меня было несколько студентов восточных национальностей - и ничего нельзя было сделать с их «горловым» звуком. Для каждого нужно найти метод, чтобы было легко петь. Я всегда говорю студентам: «Пой так, чтобы публика в зале думала: за что ему деньги платят? Ему так легко, ведь это - удовольствие». Тогда тебе тоже будет приятно петь.

Могу сказать, что главное в моей жизни - то, что я отработал честно и в свое удовольствие всю свою жизнь.

Для редакции и читателей «ЗН» мои пожелания: жить и работать всегда только в свое удовольствие.