UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конкурс Ойстраха: лидируют азиаты

В Одессе десять дней проходил Второй международный фестиваль скрипачей имени Давида Ойстраха, сделавший город местом притяжения для музыкантов шестнадцати стран мира...

Автор: Мария Гудыма

В Одессе десять дней проходил Второй международный фестиваль скрипачей имени Давида Ойстраха, сделавший город местом притяжения для музыкантов шестнадцати стран мира.

Старый одесский филармонический анекдот повествует о том, как однажды после очередного выступления Давида Ойстраха зал скандировал: «Ой-страх! Ой-страх!». Когда же на смену гениальному скрипачу вышел горе-музыкант, публика возопила: «Ой, ужас! Ой, ужас!». Подобных возгласов во время фестиваля не было. Шла честная борьба между талантливыми скрипачами из Японии, Китая, Кореи, США, Германии, Израиля, Венгрии, Литвы, Беларуси, Украины и других стран. К первому туру после заочного прослушивания записей были допущены 27 конкурсантов.

Судить искусство скрипачей приехали Захар Брон (он и возглавил жюри), Лиана Исакадзе, Акико Тацуми, Виктор Пикайзен, Яир Клесс, Саулюс Сондецкис, Дориан Кошута, Сергей Захарченко и другие знаменитые мастера скрипки.

В нынешнем году Гран-при учрежден в размере 20 тысяч долларов США. Один из скрипачей-конкурсантов станет обладателем особого приза — скрипки из Кремоны стоимостью 16 тысяч евро, которую предоставляет благотворительный швейцарский фонд.

О престиже конкурса Давида Ойстраха свидетельствует хотя бы тот факт, что победительница первого фестиваля японка Маюко Камио получила множество предложений выступить в лучших концертных залах Европы. И в течение прошлого года она играла с Российским национальным оркестром под руководством Владимира Спивакова, с Мстиславом Ростроповичем и Тонхальским оркестром в Цюрихе, с Израильским филармоническим оркестром под руководством Зубина Меты, Филармоническим оркестром ВВС, дала сольные концерты по всей Европе, в Японии и США, в том числе в Центре выдающихся исполнителей Линкольна. Маюко вернулась в зал Одесской филармонии, который принес ей удачу, исполнив произведения Шостаковича в честь открытия Второго конкурса скрипачей имени Ойстраха.

Два тура конкурса прошли при аншлагах (обычно на подобных мероприятиях публика подтягивается только к третьему туру). Не прошедшие на третий тур одесситка Мария Могилевская и Чен Гуанью (Китай) дали благотворительный концерт в зале евангельской пресвитерианской церкви.

Гран-при получила скрипачка из Кореи Соу Янг Юн, первую премию — россиянин Вячеслав Шестиглазов. По счастливому совпадению ребята подготовили для третьего тура один и тот же Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор Брамса, который исполнили на заключительном концерте таким образом: первую часть играл Вячеслав, вторую и третью — Соу Янг. Выступали скрипачи с Одесским национальным филармоническим оркестром под управлением Владимира Сиренко.

Вторую премию решено было не присуждать, настолько убедительно оторвались два лидирующих конкурсанта от остальных. А вот третью премию разделили Януш Вавровский (Польша) и Чихару Таки (Япония), причем юная Чихару стала еще и обладательницей приза фонда «Русское исполнительское искусство» за лучшее исполнение произведений Прокофьева, посвященных Ойстраху (имеется в виду Вторая соната для скрипки ре-мажор). Чихару Таки запомнилась публике еще и как лучшая исполнительница не раз звучавшей на протяжении второго тура Фантазии на темы из оперы «Кармен» Ж. Бизе — Ф. Ваксмана. Четвертая премия — у Илиана Гирнеца (Молдова), пятая — у Джентаро Каджитоми (Япония), шестая — у Сергея Сухобрусова (Украина). Илиан Гирнец и Соу Янг Юн стали также обладателями специальных призов Министерства культуры и туризма Украины за лучшее виртуозное исполнение.

Очевидно, что на ойстраховском конкурсе лидируют азиаты, спонсируют россияне, подают надежды украинцы. Личность Давида Федоровича Ойстраха объединяет культурные пространства. А вот то, что скрипичная школа Одесской музыкальной академии, бывшей консерватории, не преподнесла сюрпризов на конкурсе, не может не огорчать. Впрочем, чему удивляться, если выпускников-исполнителей несколько последних лет буквально заставляли в ущерб занятиям на инструменте готовить рефераты, чтобы стать магистрами… музыковедения. И все же теперь, когда конкурс прошел уже во второй раз, можно начинать процедуру вхождения во Всемирную ассоциацию международных музыкальных конкурсов (куда, кстати, совсем недавно вошел конкурс Горовица).