UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНКУРС, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ВАМИ

В 1995 и 1997 годах Киевское государственное музыкальное училище им. Р.Глиэра инициировало и стало одн...

Автор: Екатерина Щеткина

В 1995 и 1997 годах Киевское государственное музыкальное училище им. Р.Глиэра инициировало и стало одним из организаторов двух конкурсов юных пианистов памяти нашего выдающегося земляка, выпускника училища Владимира Горовица. Идея создания конкурса, конечно, не нова. Конкурсы и фестивали растут на территории нашей страны, как грибы после дождя. Но тем не менее именно этот конкурс привлекает особое внимание в первую очередь тем, что это один из немногих конкурсов, имеющих далеко идущие замыслы. Кроме широких, общих целей, декларированных и провозглашаемых, как-то: «повышение престижа» и «ознакомление мировой общественности», что, не спорю, немаловажно, это один из немногих конкурсов, имеющих конкретную благородную цель - постоянное и кропотливое воспитание юных пианистов. «Это конкурс, который всегда с тобой», - говорят организаторы полушутя. Это конкурс, который сумел стать больше самого себя, расширить свои границы, не замыкаясь только на собственно конкурсной борьбе. В рамках конкурса организуются концертные поездки, фестивали. Но, пожалуй, самое интересное и нужное - школа исполнительского мастерства, которая позволяет держать талантливых детей в поле зрения организаторов в перерывах между конкурсами и дает возможность юным талантам расти в общении с лучшими пианистами нашего времени. В этом году с 24 апреля по 7 мая состоится Третий Международный конкурс памяти В.Горовица.

Юрий Зильберман, генеральный директор конкурса, зам. директора КДМУ им.Р.Глиэра: Идея конкурса зародилась в 1992 г., накануне 125-летия училища. Среди прочих бумаг в архиве мы случайно нашли прошение директору В.Пухальскому о приеме в училище Владимира Горовица, подписанное его отцом, датированное январем 1913 г. Это было здорово - наш выпускник! Потом, после того как мы отпраздновали юбилей, мы уже в 1994-м подали заявку в городское управление культуры о проведении конкурса, носящего имя гениального киевлянина.

Иван Карабиц, председатель жюри конкурса памяти В.Горовица, композитор: В связи с конкурсом произошел настоящий прорыв в большой мир. Это связано, конечно, с именем Горовица. Я принимал участие во всевозможных музыкальных событиях, но не могу назвать ни одного подобного прорыва. Этот конкурс имеет какую-то притягательность, он собирает вокруг себя массу людей - и музыкантов, и немузыкантов. И все не просто принимают участие - все живут конкурсом.

- Почему же «памяти Горовица», а не «имени». Это несколько отдает трауром.

Ю.З.: Горовиц оставил завещание, в котором высказывал нежелание, чтобы его именем называли какие-либо конкурсы. Он и сам никогда не участвовал в конкурсах. У него почти не было учеников. Мало кто мог похвастаться, что занимался у него несколько лет. Ведь если ты взял у мастера 2-3 урока, то это не дает тебе права называться его учеником. Поэтому мы, конечно, не могли назвать конкурс его именем вопреки его же желанию, но имеем полное право проводить конкурс памяти своего выпускника.

- Вы со всех сторон встречали только поддержку?

Ю.З.: Не забывайте, когда это было. 1994 г. - это еще «отрыжка демократии». В то время еще все были воодушевлены, хотели что-то сделать. Это уже потом все сошло на нет. А тогда мы сразу встретили стопроцентную поддержку управления культуры. И средства были выделены городом. И даже министерство в первый год приняло финансовое участие. Ко второму конкурсу пыл поубавился. И теперь мы получаем поддержку только со стороны города. Благодаря этой поддержке мы провели 51 концерт в 14 странах мира, создали школу исполнительского мастерства. Конечно, мы получаем и немалую поддержку со стороны наших партнеров из-за границы, которые заинтересованы в нашей работе. Мы создали координационный совет, в который вошли мэры Чикаго, Будапешта, Праги, Тель-Авива, представители дипкорпуса и т.д. Возглавляет совет А.Омельченко - глава администрации города - хозяина конкурса. А «на местах» - в своих городах, странах, где проводятся отборочные туры и концерты лауреатов, - за все, в том числе за финансирование, отвечают члены совета.

- Вам удалось организовать мастер-классы замечательных исполнителей. Что привлекло их к вам?

Ю.З.: Конечно, тут сыграло роль многое - и авторитет училища, и личные связи, и само имя Владимира Горовица. Но в первую очередь все-таки дети. Когда они слушают детей, приходят в восторг и соглашаются с нами работать. Это умиляет, с одной стороны, потому что это вообще умилительно - такое маленькое садится за рояль и играет сложнейшую программу. Но с другой стороны, оно хоть и маленькое, но играет эту программу хорошо. Конкурс собирает талантливых детей, и это, конечно, главное, что привлекает к нам людей.

- Как вы оцениваете сейчас нашу фортепианную школу и, в частности, каковы наши шансы на грядущем конкурсе?

И.К.: Существовала очень разветвленная система музыкального образования - кружки, школы, дома детского творчества, самодеятельность. И самые блестящие наши исполнители - родом оттуда. К сожалению, теперь это почти потеряно. Методики нашего музыкального образования действительно уникальны по своей стройности и серьезности. Поэтому наша школа всегда была на высоте. Но что касается наших детей, участников конкурса - это просто что-то невероятное. Может быть, то, что страна испытывает кризис, то, что выжить становится все тяжелее, компенсируется у нас таким взлетом талантливости. Такое бывало в истории. И наши дети не просто хорошо играют - это маленькие гладиаторы. Они выходят на сцену и «бьются» за успех. Конечно, есть какие-то моменты скольжения - они еще слишком мало видели жизни, мало опыта, в том числе исполнительского. Но главное то, что они становятся бойцами. В этом смысле мы имеем все основания гордиться. В гастрольных поездках наши лауреаты встречают неизменную симпатию даже в таких сложных и авторитетных залах, как Карнеги-холл.

Ю.З.: Вот вам цифры: в Киеве в 1892-95 гг. было 50 тыс. жителей и на каждые 50 человек - один музыкант. На сегодняшний день, при якобы развитой системе музыкального воспитания, у нас один музыкант на пять тысяч человек. То есть система, к сожалению, вымирает, общий уровень музыкальной культуры падает. У нас эта система имела форму пирамиды - внизу массовое начальное музыкальное образование, потом на основании естественного отбора формируется следующая ступень - училище, например, потом на тех же основаниях - высшее музыкальное образование и т.д. Таким образом были и очень хорошие музыканты, и общее музыкальное образование охватывало широкие круги.

- Какими будут основные критерии судейства на этом конкурсе? Вы делаете больше упор на техническую подготовку участников или выразительную сторону исполнения?

И.К.: Здесь нет крайностей. Есть некоторая «подсветка». Потому что сам Горовиц был в первую очередь виртуозом. Но этого, конечно, нет в регламенте конкурса. Нам хотелось бы слышать сочетание того и другого. Потому что одно без другого не живет. И в результате на конкурсе, как правило, выходит 12-летний участник и играет то, что не может сыграть иной 22-летний.

- Не может технически. Но насколько этот 12-летний может справиться со столь серьезной программой содержательно? И нужны ли такие эксперименты над детскими душами?

И.К.: Так вот, то, что с ними происходит, - уникальное явление. Проблем, как правило, нет. Да, он играет не так, как это делают взрослые. Он вкладывает в это какой-то иной смысл. Но он, бесспорно, вкладывает смысл, а не барабанит по клавиатуре просто так. И пускай через пять лет он будет играть иначе, лучше. Но для этого сегодня он должен это сыграть. Если его исполнительский аппарат настолько совершенен, то к чему сдерживать его?

- И это не травмирует нежные детские души?

Ю.З.: Совсем наоборот - это их укрепляет. Это стимул. Ребенок готовится к конкурсу года полтора. Он определяет для себя какие-то дальние звездочки и начинает идти к ним, совершенствуя себя. Если он пройдет это горнило, за эти полтора года он повзрослеет как исполнитель года на три-четыре. Без конкурса он никогда этого не сделает.

И.К.: Поэтому, даже если в этом конкурсе ты не стал призером, ты все равно выиграл. Выиграл в плане профессионализма. Даже ценой неудач, срывов…

- А эти неудачи не «ломают» детей?

Ю.З.: В этом-то и состоит одна из основных особенностей конкурса. Мы не расстаемся с нашими участниками, не бросаем их. Даже если он не продвинулся дальше первого тура - он наш ребенок. И мы разработали ряд мер, которые не позволят этому ребенку потеряться. Мы создали школу исполнительского мастерства. Это система мастер-классов, на которые мы все время «выуживаем» тех детей, которые попали в наше поле зрения на конкурсах. Даже если они не стали призерами.

И.К.: Да они и сами не исчезают. Они постоянно появляются на мастер-классах, участвуют в наших гастрольных поездках и фестивалях. Они постоянно возвращаются к этому конкурсу. Видимо, у конкурса памяти Горовица есть какая-то хорошая аура.