UA / RU
Поддержать ZN.ua

Концерт для скрипки с оркестром

Симфонический оркестр Радио Севера Германии (NDR) недавно получил второй статус - оркестра гамбургской Elbphilharmonie. В сопровождении этого оркестра играет и молодой, но уже прославленный украинский скрипач.

Автор: Ольга Кизлова

Симфонический оркестр Радио Севера Германии (NDR) недавно получил второй статус - оркестра гамбургской Elbphilharmonie. В сопровождении этого оркестра играет и молодой, но уже прославленный украинский скрипач.

Известный, отметивший 70-летие, коллектив начал концерт мировой премьерой, созданной по его заказу 12-минутной пьесы для большого оркестра под названием Stand up. Автор - 37-летний словенский композитор Вито Журай - присутствовал в зале и насладился успехом своего великолепно исполненного детища. Дирижировал востребованный словацкий маэстро Юрай Валчуха.

Несмотря на сложный авангардный язык и насыщенность партитуры, произведение отмечено броским тематизмом, четко отслеживающимся в звуковой канве, новизной и разнообразием тембров и хорошо выстроенной формой. На сцене - ударные инструменты, музыканты всех оркестровых групп использовали нетрадиционные штрихи, особенные приемы звукоизвлечения, громадные динамические контрасты.

В сопровождении оркестра и играл 30-летний экс-харьковчанин Валерий Соколов - талантливейший молодой скрипач, 17 лет живущий в Европе.

В 1999-м, благодаря яркому выступлению на Международном конкурсе скрипачей им. Сарасате в Памплоне, 13-летний скрипач получил грант на обучение в лондонской Школе Иегуди Менухина, в классе Натальи Боярской. В 19 лет молодой музыкант выиграл Гран-при Международного конкурса им. Джордже Энеску в Бухаресте и предложение о сотрудничестве от агентства Jasper Parrott.

Специально для Соколова был написан 3-й скрипичный концерт Евгения Станковича: мировую премьеру музыкант презентовал в сентябре 2015-го в Киеве и Днепропетровске.

Совместно с НСОУ п/у Владимира Сиренко к предстоящему осенью 75-летию украинского классика солист записал три его первых скрипичных концерта и "Украинскую поэму". Живет Соколов в Мюнхене.

В Elbphilharmonie посчастливилось услышать, без преувеличения, замечательную игру нашего земляка. А также увидеть и буквально вдохнуть, ощутить красоту и атмосферу величественной, изысканнейшей жемчужины архитектурного, дизайнерского и акустического совершенства.

Скрипач-солист не пожалел своего времени и сил, чтобы за несколько часов до выхода на сцену передать драгоценный билет на свое выступление. Я не очень надеялась на счастливый шанс, поскольку все билеты на концерты во всех залах моднейшего, на сегодняшний день самого рейтингового зала планеты, давным-давно проданы до конца сезона.

И тут - везение - я прилетаю в Гамбург именно в день концерта соотечественника.

Валерий Соколов - постоянный представитель Украины в мире высокой музыки - играл в Большом зале Elbphilharmonie в его стартовом, невероятно рейтинговом ПЕРВОМ сезоне наравне с Евгением Кисиным, Ланг Лангом, Йо Йо Ма; дирижерами Аланом Гилбертом, Теодором Курентзисом, Кентом Нагано, Густаво Дудамелем; крупнейшими филармоническими оркестрами - Берлинским и Нью-Йоркским, "Кремератой Балтики"; джазовыми легендами Чиком Кориа, Брэнфордом Марсалисом и другими звездами. Благодаря Elbphilharmonie культурный авторитет Гамбурга взлетел на вершину мирового музыкального Олимпа.

Соколов исполнил законченный в 1938-м Второй концерт для скрипки с оркестром, написанный Белой Бартоком в последний период жизни, когда венгерский классик был озабочен крепнущим фашизмом. Сознательный антифашист, отказавшийся выступать в гитлеровской Германии, стал объектом преследований в довоенной Венгрии…

Вначале он планировал написать одночастные вариации, но скрипач Золтан Секей, для которого сочинялся концерт, хотел получить стандартный трехчастный цикл. В результате Барток поместил свои вариации во второй части, а третья явилась изменением материала первой (несмотря на то, что композитор напрямую не использует владевшую умами того времени 12-тоновую технику, концерт содержит 12-тоновую тему в крайних частях).

Премьера состоялась в марте 1939-го в амстердамском Концертгебау. В начале Второй мировой войны Барток уехал в США, американская премьера состоялась в Кливленде, штат Огайо, в 1943-м, с Тосси Спиваковским на скрипке в сопровождении Кливлендского оркестра под управлением Артура Родзинского. Затем скрипач сыграл концерт в Нью-Йорке и Сан-Франциско.

Композитор несколько отошел от собственного юношеского модернистического максимализма в сторону более простого музыкального языка. Бартоку, тяготеющему к конфликтному драматизму, не чужда лирика, то преломляющая безыскусную простоту народной музыки, то наполненная утонченной созерцательностью и философской углубленностью.

Пылкая фантазия и импульсивность сочетаются с конструктивной ясностью и дисциплинированностью изложения. Произведение отличается мелодическим и интонационным богатством, эмоциональной заразительностью, соединяет первозданную силу, раскованность чувств и строгий интеллект, динамизм, острую экспрессивность и сосредоточенную отрешенность.

Соколов играет Бартока блестяще, скрипач владеет палитрой щедро рассыпанных чувств и эмоций. Его исполнение - образец достоинств: нежной лирики, мощного вибрато, легких порхающих пассажей, углубленных размышлений.

В интерпретации украинца концерт звучит то тревожно, буйно и неспокойно, то изысканно, гармонично, отражает жизнь с ее темными и светлыми сторонами человеческой натуры, а эпизодическая дисгармония текста делает гармоничнее, "слаще" ясные, светлые оазисы партитуры.

На "бис" вызывали раз семь. И скрипач так же совершенно исполнил драматический Речитатив и великолепно-виртуозное Скерцо Фрица Крейслера.

Во втором отделении оркестр NDR/Elbphilharmonie исполнил Третью симфонию С.Прокофьева. Впервые она прозвучала в Париже 17 мая 1929 г. п/у Пьера Монтё. Материалом послужила уже написанная ранее музыка оперы "Огненный ангел" по роману В.Брюсова. Сочиненная в 1927-м в период эмиграции, опера не была поставлена вплоть до середины 50-х. Ее драматургия пронизана мистикой и оккультизмом, озвученными яркими, подчас мрачными мазками. Кроме любовных коллизий, в ней много средневековых образов - демонов, инквизиции, Фауста, Мефистофеля… Молодой композитор, желая обнародовать готовую музыку, трансформировал ее в симфонию, наполненную соответствующей атмосферой, в которой почерк Прокофьева весьма отчетлив.
Первая часть открывается напряженными аккордами, исполняемыми тутти, которые наряду с тревожным звоном создают настроение угрозы и волнения. Страстная первая тема звучит у скрипок, с ней контрастирует меланхолическая вторая у фаготов и ​​низких струнных. В развитии возникает пространство для третьей темы.

Большая кульминация насыщенных оркестровых массивов переходит в последнюю "борьбу" в маршевых ритмах.

В "эфирной" репризе первая и вторая темы объединены, сокращены и сыграны более мягко, как будто осталась только тень того, что было вначале. Вторая часть - медитативное анданте в трехчастной форме - отображает мастерство прокофьевских хрупких, прозрачных фактур. Центральный раздел с "ползущей" темой задумчив.

В третьей части проходят интонации из обеих предшествовавших: хотя фактура легче, предчувствие беды возвращается. Оно усиливается настойчивыми возгласами меди и "низких" ударных в последнем разделе.

Наконец в финале Прокофьев повторяет материал предыдущих частей, начиная с комфортного темпа анданте и постепенно ускоряясь. Мрачное вступление предвосхищает грозную, безжалостную мощь заключительных аккордов.

Оркестр звучал идеально, не было даже намека на погрешности. А молодой дирижер, воспитанный санкт-петербургской дирижерской школой Ильи Мусина, взял бодрые "гергиевские" темпы и с блеском привел своих подопечных к могучему завершению "демонической" симфонии. Восторг трудно описать.