UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кому в Украине музицировать хорошо? Забытая «мелодия» — о главном

Реагируя на статью в «Зеркале недели» «Шоу должно… держаться. Почему украинская музиндустрия ждет нового парламента», поздравляю поп-рок-шоу-музыку с ее большими успехами!..

Автор: Ирэна Стецура

Реагируя на статью в «Зеркале недели» «Шоу должно… держаться. Почему украинская музиндустрия ждет нового парламента», поздравляю поп-рок-шоу-музыку с ее большими успехами! Браво! Вы преодолели все то, чего академическая музыка не смогла преодолеть. Но отрицать существование академической музыки — это уж слишком. Авторы статьи пишут о «музыкальном рынке Украины», о «трех столпах музыкального рынка» и предоставляют статистику «украинского рынка музыкальной индустрии» — каждый раз имея в виду исключительно «поп» (поп-рок-шоу). Будто им вообще не известно о существовании академической музыки! Может, корректнее и правильнее было бы говорить о «рынке поп/рок-музыки в Украине»? Узурпируя (как теперь модно говорить) название «музыкальный рынок» только для «попсы», вы тем самым утверждаете, что это вся музыка, которая есть в Украине, и другой вообще не существует.

Академическая (классическая) музыка Украины обессилена отсутствием денег, какой-либо перспективы. И едва существует в состоянии депрессии, как больной человек.

Главное — рынка труда для музыкантов вообще не существует. А ведь каждый год 500 музыкантов оканчивают вузы! Нот нет. Они уже давно не печатаются (за небольшим исключением). Записей нет. И в конце концов — где их купить? А записи очень важны для продвижения музыканта или композитора в его карьере. Классической музыки на радио не услышишь.

Гастроли коллективов, исполняющих классическую музыку по Украине — редкость. Звезды — выдающиеся певцы, скрипачи или пианисты — за границей. Те же, кто остался, не выступают – слишком дорого. Отсутствуют программы поддержки студентов для участия в конкурсах за границей или дома. А миллионы выбрасываются бездумно и бездушно на ненужные грандиозные роскошные государственные концерты или фестивали, ничего для отрасли не дающие, а только обеспечивающие пополнение личных бюджетов чиновников.

В такой депрессивной атмосфере качество музицирования падает катастрофически. И с каждым годом оно все хуже. Музыканты видят бесперспективность своей работы — и руки у них опускаются. Они уже ни во что не верят.

В мире, когда оценивают культуру государства, всегда начинают с музыкальной жизни. Какие оперные театры, симфонические и камерные оркестры, солисты, каков уровень концертов? (Надо заметить, что поп-музыка вообще никогда не учитывалась как фактор культуры государства.)

После академической музыки, считающейся вершиной культуры, рассматривается уровень музеев, театров и т.д. Казалось бы, государство должно было бы позаботиться об академической музыке как о главной составляющей своего имиджа. Однако советское прошлое тяготеет над нашими чиновниками и они не задумываются о таких вещах. И вообще не видят в этом проблемы.

Немногие в Украине понимают, что музыкальный рынок создают компании менеджмента артистов и концертов. Это подтвердят наши коллеги с рынка поп/рок-музыки. У них все это налажено давно, поэтому и рынок процветает. В сфере академической музыки катастрофические последствия. При Советском Союзе Госконцерт справлялся с менеджментом довольно успешно. Но после распада СССР Госконцерт остался в Москве. Структуры-преемника у нас нет. В результате имеем катастрофический по количеству и качеству отток музыкантов за границу. А теперь выезжают уже даже студенты — поскольку что их здесь ждет? Страна, прославленная своими талантами, оголена.

Когда кто-то аргументирует, что серьезная музыка никого не интересует, — дескать, «людям не до того», — тот очень ошибается. Стоит поехать с концертом академической музыки по Украине — будут аншлаги. Люди жаждут такой музыки, как и хорошей литературы (по утверждению Оксаны Забужко). Оставшиеся музыканты чахнут – негде выступать. (Наша Национальная филармония ежегодно приглашает десяток молодых артистов из Москвы при поддержке нашего Фонда развития искусств, который оправдывается тем, что просто дает деньги филармонии для использования на их усмотрение. Из этого вытекает: украинских артистов нет — их надо аж из Москвы приглашать — и публика делает свои выводы.)

Посмотрим на Францию — там 250 менеджмент-фирм артистов. В Германии то же самое. В меньших странах, таких, как Швейцария или Чехия, по 40—50. А у нас ни одной! Часто одна фирма ведет дела до сотни артистов. Несколько лет подряд пишу о том, что ключ к оживлению нашего рынка академической музыки — это создание частных негосударственных менеджмент-фирм. Тем не менее никто не слышит. Или не понимает? Три Министерства культуры на протяжении последних лет ответили мне, что они такими делами не занимаются... Имея 30-летний опыт работы в этой сфере в США, готова учить этому предмету всех желающих.

Наша другая большая проблема в культуре — отсутствие денег. Но Европа и Америка уже давно решили этот вопрос, а нам нужно просто скопировать их систему, испытанную и работающую эффективно. В Украине правительство выделяет минимальные средства на культуру. Впрочем, только несколько государств в мире содержат свою культуру полностью. Остальные пользуются давно развитой системой поддержки культуры обществами волонтеров, проводящими крупные мероприятия по сбору средств для музеев, оркестров, балетов и т.д.

В США правительство выделяет микроскопические суммы на культуру. А о многомиллионных бюджетах культурных учреждений заботятся их советы наблюдателей, возникающие именно из волонтерского движения.

Следовательно, надо изучить, как создавать и как лелеять такие общества волонтеров, которые со временем будут финансировать и заботиться о культурных проектах и институциях. Надо изучить методы зарабатывания средств для культуры. Общества волонтеров «Друзья Х Музея» или «Друзья Х Оркестра», а потом советы наблюдателей или совещательные советы со временем становятся основным источником доходов и жизни данной институции.

Есть множество легитимных способов зарабатывать благотворительные средства (не через аренду помещений) — и так работают Америка, Канада, Европа. Вдобавок там очень престижно быть причастным к деятельности в поддержку культуры. Если вы интеллигент, вы обязательно волонтер для культуры. Взгляните только на наши музеи, чьи работники, словно парализованные, ждут каждой копейки от государства. Они даже не предполагают, что сами или «друзья» — волонтеры их музея — могут зарабатывать и не ждать подачки от государства. Как же это выжидание всем надоело! Фундаментальная часть волонтерского проекта — это взращивание самих волонтеров и денежной элиты, из которых со временем будет создан совет наблюдателей. В Америке все симфонические оркестры, оперные театры и музеи содержатся советами наблюдателей (там ведь нет министерства культуры, а культура процветает!)

А советы наблюдателей работают без зарплаты, как и все волонтеры.

Еще одна проблема государственного масштаба и значения — создание музыкального информационного центра в Интернете на английском и украинском языках.

Это была бы первая информация о существовании украинской академической музыки как таковой – ведь украинская музыка в мире (да и нам самим) вообще неизвестна. Откройте музыкальный информационный центр любого государства — там найдете не только все данные об их композиторах, но и произведения, которые они вам пришлют по вашему желанию. Для нас такой информационный центр крайне нужен еще и для того, чтобы собрать наших исполнителей, разбросанных по миру, на одном сайте и сообщить, что они украинцы. Надо вернуть таких композиторов, как Бортнянский, Березовский, Ведель. А еще собрать произведения украинских композиторов, разбросанные по всему миру, по библиотекам, университетам. Перечень того, что должно быть размещено на сайте, великоват для этой статьи и должен заканчиваться историей украинской музыки. Какой материал для учеников и студентов!

Следовательно, наша задача — создать рынок труда для музыкантов, чтобы остановить катастрофический отток талантов из Украины и дать работу 500 выпускникам музыкальных вузов этого года, а может, и прошлого, научить людей зарабатывать деньги для культуры и потихоньку отходить от стопроцентного государственного финансирования, становиться более самостоятельными. Создание музыкального информационного центра можно начинать уже сегодня. При минимальной государственной поддержке. Это решит многолетние проблемы и даст людям перспективу.

В последнее время много говорят об украинском кино или, вернее, о его отсутствии, о книгоиздании и украинском книжном рынке. А вот о музыке — ни слова. Будто ее вообще не было! Так вот, господа, мы предлагаем конкретные, вполне реальные испытанные европейские методы решения этих первоочередных болезненных для людей и важных для государства вопросов.