UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОМУ НУЖНЫ УКРАИНСКИЕ МУЛЬТИКИ?

Оказывается, украинская мультипликация не только еще жива, но и вполне процветает. Молодые талантливые аниматоры успешно работают, правда, плодами их трудов пользуются не на родине, а за границей...

Автор: Елена Мащенко

Оказывается, украинская мультипликация не только еще жива, но и вполне процветает. Молодые талантливые аниматоры успешно работают, правда, плодами их трудов пользуются не на родине, а за границей. Подобное показалось крайне обидным и заслуживающим особого внимания.

Студии «Борисфен-Лютес» почти пять лет. Это совместное с французами предприятие, имеющее филиалы в Харькове, Николаеве, Москве и Бухаресте. «Борисфен» производит около 80 минут рисованных фильмов в месяц, являясь при этом одним из самых крупных производств в Европе, причем ежегодно объемы увеличиваются вдвое, как и, соответственно, зарплата сотрудников.

— Простите за неприличный вопрос, но все-таки: сколько получают ваши сотрудники? — спрашиваю у Наталии Чешихиной, начальника отдела подготовки кадров художников-аниматоров и продвижения программ на телевидение Украины фирмы «Борисфен-Лютес».

— Вообще специалисты в этой области в Украине уникальные. Базой для создания нашей фирмы послужила Украинская киностудия анимационных фильмов, большинство работников пришло оттуда. Кроме того, каждые полгода фирма проводит бесплатные трехмесячные курсы по анимации, предоставляя затем работу самым способным ученикам. Причем поиски талантливой молодежи не ограничиваются пределами Киева, наши менеджеры выезжают на художественные студии в другие города. Чаще всего к нам на работу приходят выпускники архитектурного факультета бывшего КИСИ, а вообще-то образование решающей роли не играет. Намного важнее иметь природные способности именно к этому виду рисунка, ведь это совсем непросто — передать движение. Оплата труда у аниматоров сдельная, опытные работники получают в среднем около 900 гривен в месяц. Вроде бы неплохо для общего среднестатистического украинского уровня, но не стоит забывать, что это тяжелый труд.

Общеизвестно, что анимация бывает коммерческой и фестивальной. Зарубежные заказчики, для которых этот вид бизнеса уже давно является постоянным источником доходов, предоставляют уже готовый сценарий и модели героев. Остальное делают наши мастера. Окончательный монтаж и озвучивание делает заказчик.

Фестивальные же фильмы — совсем другое дело. Это высшее проявление творческой фантазии и вдохновения автора, концентрация всего его внутреннего потенциала, в конце концов, испытание новых анимационных технологий. Это то, что каждый художник более склонен считать работой «для себя», чем для массового потребителя. При этом создание одного фильма может растянуться на несколько лет. Кстати, вышеупомянутая картина «Последняя жена Синей Бороды» получила «Гран-при» на престижнейшем фестивале короткометражных фильмов в Монреале, фильмы «Клиника» и «9 и 1/2», также произведенные на «Борисфене», стали обладателями дипломов на фестивалях во Франции и Японии, не говоря уже об отечественных «Кроке» и «Молодости». Все это хорошо, однако…

— Это просто другая анимация, — продолжает Наталия Чешихина. — Мы делаем ежедневный высококачественный продукт для детей. Ведь сейчас все европейцы, и англичане, и французы, и итальянцы, объединились для того, чтобы дать отпор засилью вульгарной американской культуры. Наши мультфильмы «Ослиная шкура», «Гадкий утенок», «Несчастная Софи» заказали французские телеканалы France-2, France-3, по итальянскому телевидению идет сериал «Волк Альберто», ведутся переговоры с международной студией Polygram Video, с компанией Спилберга. Так что недостатка в клиентах нет и договора заключены на три года вперед.

— Подозреваю, что это можно объяснить дешевизной нашей рабочей силы?

— Разумеется. Но кроме этого — высочайший уровень исполняемых нами работ и большая ответственность, потому что ни разу не был сорван график сдачи заказа. Стоимость одной секунды фильма колеблется от 100 до 200 у.е. в зависимости от количества персонажей, сложностей фона и прочего. Аналогичная работа за рубежом стоит гораздо дороже — до 10 000 у.е. в минуту. Рассчитывать на прибыль, полученную от отечественных заказчиков, не приходится. Некоторые украинские каналы (ICTV, УТ-1, «Новый канал») покупают права на показ фильмов, но по смешной цене, которая в среднем составляет 7 у.е. за минуту.

— Во сколько обходится содержание студии?

— Основные расходы у «Борисфена» приходятся на оплату коммунальных услуг и аренды, ведь для производственных нужд необходима достаточно большая территория. На это уходит приблизительно 5 000 у.е. в месяц. Сюда же можно прибавить оплату услуг связи, покупку огромного количества бумаги, канцелярских принадлежностей, компьютеров и специальных к ним программ. При этом наш генеральный директор умудряется экономить на всем, что не имеет непосредственного отношения к творчеству. Одно из таких его изобретений — это передача анимационного изображения по электронной почте, во избежание оплаты за DHL при отправке готового материала заказчику. Наших партнеров пришлось три месяца убеждать в вероятности подобного решения, и подобных примеров множество.

* * *

Подведем итоги. Подвижники украинской анимации, работающие ради самого творческого процесса, находятся в простое. Посему я буду продолжать безрезультатную борьбу с собственным сыном против уродов-трансформеров, черепашек-ниндзя и прочей нечисти.