UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОММЕРЦИЯ В КИНО

О некоторых проблемах отечественного кинематографа Вряд ли возможно в наши дни всерьез говорить о кино, не думая о политике...

Автор: Ольга Беляк

О некоторых проблемах отечественного кинематографа

Вряд ли возможно в наши дни всерьез говорить о кино, не думая о политике. Те блаженные чудаки, отгородившиеся от ветров времени и занятые чистым искусством как таковым, к несчастью, проживают в удаленных от нашего Отечества регионах. Потому, говоря о проблемах отечественного кинематографа, мне бы не хотелось говорить о счастливчиках, сладко почивающих на лаврах, ибо таких единицы.

Самая главная проблема отечественного кинематографа, как и всех отраслей и видов искусства, - отсутствие постоянного финансирования. Крупнейшие киностудии Украины - имени Довженко и «Укртелефильм» - оказались в положении змеи, кусающей себя за хвост. Ситуация из разряда ординарных - чтобы снимать фильм, нужны средства. Чтобы иметь эти средства, надобно что-то сделать (по старой схеме: чтобы нам что-то купить, нам нужно кого-то продать). И продажа началась. Я подразумеваю сдачу в аренду тех многочисленных помещений, которыми богаты киностудии. Но этих средств все равно не хватает, а сдать или продать больше нечего - дальше пойдут препятствия со стороны законодательства.Но вся эта мышиная возня с арендой не стоит ничего в сравнении с теми потерями, которые несет наш кинематограф в плане качества выпускаемой продукции.

«Скоро мы будем снимать, как при Сталине, - два фильма в год», - c грустью сказал мне один из сотрудников «Укртелефильма». Отсутствие денег, переходящее в хроническую невыплату, привело к тому, что люди, не желая ждать лучших времен, растеклись на шабашные подработки. Кушать, пардон, надо сегодня, а великие идеи еще никого не накормили, кроме идеологов, то есть самих производителей этих идей.

Я прекрасно понимаю этих отчаявшихся и разуверившихся людей. Никто, как мне кажется, не в праве осудить человека, который пожертвовал любимым делом ради блага собственных детей. Государство не особенно утруждает себя заботой о тех, кто лишился любимого дела, равно же и семьи этих добропорядочных граждан остаются вне бдительного ока государства. Съемочные группы, работавшие в год Чернобыля, также лишены каких бы то ни было льгот со стороны киностудий. Ведь какой же смысл человеку получать раз в весьма неопределенное время гроши, именуемые в народе «гробовые»?

Но остается нерешенной проблема зрителя. Для того, чтобы не поглощать разнообразные блюда только из меню западного кинематографа, для того, чтобы исключить возможность слепого преклонения перед иностранным в ущерб отечественному, необходимо, как мне кажется, поддержать наш кинематограф на государственном уровне. Если этот вариант окажется действенным, то можно будет не сомневаться в том, что Каннский фестиваль для «киношной» Украины станет такой же реальностью, как и «Червона рута» для поп-музыки сегодня.

Рано хоронить кинематограф в Украине. Огромный творческий потенциал, который еще не реализован, станет движущей силой, способной вывести Украину из кризисной ситуации сегодня. Во всяком случае, очень хочется верить в это.