Известно, что в каждой кинематографической стране прокат фильмов состоит из двух частей: коммерческой, массовой, мейнстримной и некоммерческой, художественной, альтернативной. В нашем государстве ни одно из этих направлений не удовлетворяет зрительские потребности. Особенно это касается некоммерческого кино. Фильмы украинских режиссеров (а коммерческое кино у нас не снимают) просто негде показывать. Вполне естественно, что при таких условиях в Украине наблюдается оживление киноклубного движения. Но с полноценным кинопрокатом он имеет мало общего.
В Европе киноклубы существуют как структурированная и упорядоченная сеть, занимающаяся прокатом так называемого арт-хаусного кино. Координирует эту деятельность Международная федерация киноклубов (FICC — Federation internationale des cine-clubs), членом которой формально является Украина. Отечественное киноклубное дело имеет довольно давнюю традицию. Правда, она существенным образом отличается от западной и не весьма благородного происхождения.
История киноклубов в СССР уходит в 20-е годы прошлого столетия, когда большевики начали создавать киноклубы в селах, на заводах и фабриках. Тогда это была форма идеологической пропаганды для самых низших слоев населения. Конечно же, киноклубная культура тогда была полностью заидеологизирована. Идеология, но с противоположным знаком, содержалась в деятельности киноклубов и в период второй волны их популярности, которая закономерно пришлась на время оттепели. Тогда киноклубы превратились в интеллектуальные и художественные центры, стали ячейками если не диссидентской, то вольнодумной культуры. Закономерно, что их работа серьезно активизировалась в период перестройки. Одним из предвестников новой культурной эпохи в Киеве стал киноклуб «Диалог», показывающий такие ленты, о которых киевляне раньше могли говорить только шепотом. Из среды «Диалога» в кинематографический мир вышли Андрей Халпахчи, позже ставший директором фестиваля «Молодость», и Алик Шпилюк, заместитель главного редактора журнала «КINO-КОЛО».
90-е годы принесли с собой нашествие пиратского видео. По информационным масштабам распространение этого носителя нельзя было сравнить с традиционной кинопленкой. На видео можно было достать практически все, и киноманы пытались наверстать сразу всю историю мирового кино, значительная часть которой ранее была недоступна. Но, кроме низкого технического качества, видео принесло с собой определенное социальное отчуждение, дезинтеграцию киноманских сообществ. Теперь не нужно было тесниться в неудобных просмотровых залах — владельцы видеомагнитофонов смотрели кино в условиях домашнего комфорта. В целом постепенное свертывание национальной киноотрасли чуть не остановило весь киевский кинопроцесс. Но все же стремление к кинематографическому общению не оставляло любителей кино.
В 1994 году основан киноклуб Киево-Могилянской академии. Первоначально он был рассчитан на студенческую молодежь, но благодаря удачному размещению в одном из центров киевской интеллектуальной жизни стал популярен и в кинематографических кругах. В течение последнего года киноклуб активно расширяет границы деятельности. Директор киноклуба Ольга Брюховецкая старается демонстрировать все новые отечественные фильмы, ведь иных возможностей пробиться к зрителю у них почти нет. Кроме того, регулярно устраиваются встречи с кинематографистами. На протяжении последнего года киноклуб НаУКМА посетили Олесь Санин, Сергей Маслобойщиков, Евгений Сывокинь, Ролан Сергиенко и др. В распоряжении киноклуба два зала на территории Могилянки, один на 50, другой на 500 мест, просмотры происходят 4—5 раз в неделю. Кроме того, киноклуб, все это время фактически функционировавший как видеосалон, вскоре может оправдать свое название — планируется переход на кинопроекционную технику. Пока что идет подготовка к проведению в этом году некоторых показов фестиваля «Молодость» в залах киноклуба НаУКМА. Еще одна грань деятельности киноклуба — образовательная: здесь происходят показы для слушателей университетских курсов по кинематографу. «У нашего поколения желание смотреть красивые фильмы просто не реализовано, — говорит директор киноклуба НаУКМА Ольга Брюховецкая. — Задача киноклуба — воспитать культурное поколение зрителей, которые бы понимали, что кино — это не просто развлечение».
В ситуации, когда широкий прокат украинских фильмов в Украине невозможен, режиссеры все чаще обращаются к киноклубным формам, близким к тусовочным «просмотрам для своих». Эту тенденцию засвидетельствовал основанный в 2002 году киноклуб KINO-КОЛО. Здесь тоже делается ставка на отечественного производителя. «Киноклуб KINO-KOЛО вырос из потребности знакомить заинтересованную среду с внепрокатным украинским и отчасти мировым кинематографом. Прежде всего, конечно, с украинским, — говорит главный редактор журнала KINO-КОЛО Владимир Войтенко. — Речь идет о кино студенческом, короткометражном, документальном, анимационном, которое ни за что не найдешь в кинотеатральной и видеосети, на DVD, на ТВ наконец». Местом киноклубных показов сначала был книжный магазин-кофейня «Бабуїн», потом — «Арт-клуб 44». Неформальное общение с авторами демонстрированных фильмов заложено в концепцию киноклуба, так что атмосфера кофейни оказалась наиболее подходящей для него. Аудитория киноклуба KINO-КОЛО колеблется от 30 до 100 человек и преимущественно состоит из представителей искусства. Показы осуществляются в видеопроекции, однако это позволяет поддерживать дух творческого общения даже во время просмотра лент.
Собственно, единственный киевский киноклуб, на сегодняшний день отвечающий формальным требованиям, предъявляемым к такому заведению, то есть демонстрирующий фильмы на кинопленке, — это киноклуб «Ракурс» в кинотеатре им. Чапаева. «Ракурс» — один из самых старых киевских киноклубов, основанный в 1977 году и воскрешенный в 2003-м усилиями давнего энтузиаста Михаила Баталина. Репертуар киноклуба направлен на утоление зрительского голода на непопсовое кино, но кинокопии выдающихся фильмов в Киеве найти трудно — архивов чрезвычайно мало. Посему приходится довольствоваться фильмами, шедшими в советском прокате, и единичными образцами киноклассики. Тем не менее «Ракурс» ставит высокую планку технического качества показов, побуждая прочие киноклубы переходить на кинопроекционную технику.
Каковы же перспективы у киноклубного движения в условиях стагнации украинского кинопроцесса? «С возобновлением нормального кинопроката нынешняя киноклубная политика должна естественным образом сойти на нет, — считает Владимир Войтенко. — И это не означает отмирание киноклубной практики в перспективе. Наоборот, тогда бы она должна была приобрести более адекватные формы. То есть киноклубы не пытались бы подменять собой актуальный кинопрокат, а обращали бы главное внимание на классическое, архивное и вообще внепрокатное кино. Собственно, так или эдак, создавали бы альтернативный «кинопрокат» в том виде, как это традиционно практикуют европейские киноклубы».
Итак, кое-какой коммерческий прокат у нас уже родился, а киноклубы и по сей день существуют изолированно друг от друга и от остального кинематографического мира. Естественно, объединять их должна была бы Федерация киноклубов Украины, ставшая членом FICC в 1991 году (первой из стран бывшего СССР). Но на сегодняшний день председатель Федерации киноклубов Украины Валерий Циферов не может точно ответить, сколько киноклубов являются ее членами, — известно, что их около десятка, но не все зарегистрированные клубы реально функционируют. Так что пока учреждение занимается распространением украинского кино в Европе. Благодаря ФКУ наше кино увидели на фестивалях в Котбусе (Германия), Лагове (Польша), налаживается сотрудничество с иными кинофестивалями. Кажется, Федерация киноклубов Украины еще не успела среагировать на активизацию киноклубной жизни в Киеве и не готова к формированию альтернативного проката в Украине. Но «альтернативная дистрибуция художественного кино между границами» заявлена как главная цель FICC. По всей Европе существуют сети ограниченного кинопроката (как, к примеру, сеть Kommunales Kino в Германии), которые состоят из десятков киноклубов, координированных FICC, и демонстрируют обреченное на неприбыльность кино. Украинские киноклубы привыкли выполнять роль узкой творческой тусовки, художественного или идеологического подполья. Чтобы сохранить свою культурническую роль, киноклубы вынуждены преодолеть эту стадию и перейти к уровню альтернативной прокатной сети. И тогда прокат украинских фильмов не будет ограничиваться премьерой в Доме кино.