UA / RU
Поддержать ZN.ua

Коллекционер и Арлекин

"Мистецький Арсенал" презентует выставку "Арлекин идет…" - произведения из уникальной коллекции искусствоведа и художника Игоря Дыченко, ушедшего из жизни в мае этого года.

Автор: Екатерина Константинова

"Мистецький Арсенал" презентует выставку "Арлекин идет…" - произведения из уникальной коллекции искусствоведа и художника Игоря Дыченко, ушедшего из жизни в мае этого года.

Игорь Дыченко родился в 1946-м в Киеве. Окончил Киевский государственный художественный институт. Работал в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины. Он автор исследований об украинских художниках эпохи авангарда и середины ХХ века.

Первые экспонаты для своей коллекции Игорь Сергеевич находил… на свалке, куда в порыве творческого гнева молодые художники иногда выбрасывали свои работы. Некоторые произведения Дыченко покупал на небольшую стипендию или гонорары - авангард в советские годы не очень интересовал музеи и стоил дешево. В итоге коллекция Дыченко вошла в десятку лучших частных собраний в СССР, а сам Игорь Сергеевич выступал консультантом ведущих аукционных домов мира.

Дыченко занимался исследованием творчества выдающихся художников Анатолия Петрицкого и Михаила Бойчука, Леся Лозовского и Василия Седляра, Александра Богомазова и Василия Ермилова, Александра Хвостенко-Хвостова, Татьяны Яблонской, Александра Данченко. В егоколлекции - уникальные произведения Казимира Малевича, Александра Тышлера, Александра Бенуа, Александра Богомазова, Василия Касияна, Николая Глущенко, Виктора Пальмова, Соломона Никритина, 12 эскизов Сергея Эйзенштена и другие работы.

Экспозиция в стенах МА представит более 300 произведений украинских и мировых мастеров ХХ века. Это искусство авангардистов, живописные и графические произведения шестидесятников (В.Зарецкого, А.Горской, А.Сумар, С.Лерман) и представителей "Новой волны" (В.Цаголова, Д.Кавсана, А.Сухолита, других).

Безусловно, внимание привлекут 15 графических работ Сальвадора Дали: иллюстрации к произведению Овидия "Искусство любви", над которыми гениальный художник работал в конце 1970-х. Кстати, когда Дыченко впервые организовал в Киеве выставку графики Дали и своих личных рисунков из серии "Ангелы и Арлекины", то некоторые ценители решили, что ангелы Дыченко также принадлежат кисти великого сюрреалиста…

Благодаря фанатичной преданности своему увлечению, Игорь создал уникальную коллекцию - сотни работ гениев ХХ века. Коллекционер сам признавался, что ему трудно назвать точное количество работ в своем собрании. "Кроме шуток, я сам не знаю, сколько там экспонатов! Я никогда не видел свою коллекцию целиком…", - говорил он во многих интервью. (Кстати, в свое время это была единственная частная коллекция, которую взяло под охрану государство).

Произведения из коллекции Дыченкоэкспонировались в Нью-Йорке, Токио, Мюнхене, Виннипеге, Лондоне, Тулузе, Катовице, Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе.

Как-то Игорь признался, что интерес к украинским авангардистам стал для него одной из форм социального протеста: "Все эти формалисты, националисты и враги народа - очень талантливые и обреченные люди!". А Виталий Коротич, увидев коллекцию Дыченко, напророчил: "Сегодня украинские кубисты никому не нужны, а завтра они станут нужны всему миру". Приобретая произведения авангардистов, Дыченко не рассчитывал "сорвать банк". Ему достаточно было познакомить своих друзей с работами кубо-футуристов, супрематистов, нео-футуристов.

В конце 1980-х гг. Игорь передал шедевры на временное хранение в госучреждения. В разное время прибежищем его коллекции были Музей книги и книгопечатания Украины, Национальный художественный музей Украины, Музей истории Киева. А в 1990-х коллекционер основал традицию: в день святого Николая проводить в столице выставки на основе собственной коллекции, которые многим напоминали параджановские мистерии. Одну из таких выставок Игорь назвал именем Арлекина - своего любимого непредсказуемого, как жизнь персонажа.

В определенной степени участь Арлекина, постигла и самого коллекционера. В последние годы жизни он мечтал о собственном музее, где стоял бы белый рояль и где никто бы не знал печали и общался с единомышленниками…Увы, при жизни Игоря эта мечта не осуществилась. И проект в "Арсеналі" - дань памяти неутомимому коллекционеру и Арлекину.