UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОГДА ФОТОКАМЕРА В РУКАХ МАСТЕРА

Самое сложное - писать о тех, кого хорошо знаешь, чей взгляд на мир - камертон твоего мироощущения. И...

Автор: Светлана Короткова

Самое сложное - писать о тех, кого хорошо знаешь, чей взгляд на мир - камертон твоего мироощущения. Имя фотокорреспондента Валерия Милосердова хорошо знакомо читателям «Зеркала недели» - каждую субботу, открывая наш еженедельник, вы встречаетесь с его работами.

Милосердов закончил факультет журналистики МГУ и считает, что ему невероятно повезло с учителем - им был Олег Владимирович Макаров, который «лепил» своих учеников поштучно, как в театральных мастерских или мастерских художников. Стать его учеником не было выигрышем в лотерею, Олег Владимирович выбирал их сам. Еще будучи студентом, Валерий три года стажировался в АПН, окончив университет, стал корреспондентом ТАСС в Киргизии, потом спецкором «Известий» в Казахстане, в Украине, первые читатели «Киевских ведомостей» помнят его работы. И, наконец, их ждут поклонники «Зеркала недели».

Вчера в Доме художников открылась выставка работ Валерия Милосердова под названием «Факт». Мастер репортажа рассказывает о сегодняшней жизни Украины в трех сериях фотографий: «Брошенные люди», «Рулетка жизни» и «Знаки». Остановлюсь на серии «Брошенные люди», с точки зрения автора, - самой цельной из всех, представленных на выставке. В нее вошли 40 фотографий, сделанных в 1994-95 годах в Донбассе. Стартовой площадкой для ее создания (здесь и истоки названия экспозиции) стал факт сегодняшней жизни шахтерского края - предстоящее закрытие угольных шахт Донбасса, социальные проблемы, вызванные этим решением властей. на фотографиях нет митингов, бунтов, забастовок, катастроф. есть черно-белый, жесткий, объемный рассказ об обычной жизни шахтерских семей: работа и развлечения, домашние праздники и горести, отдых - какой получается.

Меняются лица на фотографиях, неизменен только фон, на котором проходит жизнь этих людей: пьянство, нищета, человеческая брошенность, ненужность. Неужели так живут в центре Европы, в конце двадцатого столетия десять миллионов людей?! Стыдно, но - да.

Шок от встречи с такой действительностью испытала респектабельная, отдыхающая на Женевском озере, публика. «Брошенные люди» получили специальный приз жюри, учрежденный фирмой «Nikon» на конкурсе европейской фотографии в городе Веве (Швейцария).

Организатором выставки Валерия Милосердова в Киеве стала недавно созданная при Киевском городском благотворительном фонде Параджанова, первая в Украине фотогалерея «Фото ностра». Есть надежда, что идеологам ее создания, во главе с Виктором Марущенко и Евгением Солониным, удастся в сознании зрителей перевести фотографию из разряда «службы быта» в ранг искусства. Каковой является фотография, когда камера - в руках маэстро. Приходите на выставку - убедитесь сами!