UA / RU
Поддержать ZN.ua

КНИЖНЫЙ НОВЫЙ ГОД

К ежегодной Всеукраинской акции «Книжка года» в украинских литературно-издательских кругах уже привыкли...

Автор: Яна Дубинянская

К ежегодной Всеукраинской акции «Книжка года» в украинских литературно-издательских кругах уже привыкли. Стихли разговоры на тему «что оно такое и с чем его едят», значительно более вялыми стали сплетни о том, кто заказывает музыку и, соответственно, сочиняет по ночам рейтинги. Вроде бы все сошлись на том, что такие акции нужны, и желательно побольше. А «Книжка года», уже авторитетная и респектабельная, знай себе приходит в первые дни весны, завершая китайский год издательского мира. Между прочим, всего лишь в четвертый раз, — даже не верится.

Если говорить собственно о церемонии и сопутствующей ей бомондовой тусовке, то в этом году было скромнее, чем в прошлом, предвыборном марте. Из помпезного Украинского дома «Книжка года» вернулась в стены художественной галереи «Лавра», где сценическое воплощение действа было проблематично реализовать за отсутствием сцены как таковой. С десятого ряда кое-как просматривались на фоне проекционных экранов с перечислением номинаций говорящие головы ведущих. На эту роль пригласили знаменитых Юрия Макарова и Дмитра Корчинского, но, в принципе, внятно озвучить имена и названия лауреатов с тем же успехом могли бы и любые другие головы. Паузы между награждениями заполняли вокалист группы «Мандри» и народный ансамбль «Древо». Ностальгически вспоминался немного наивный, но безусловно захватывающий прошлогодний «Оскар» с запечатанными конвертами, сюрреалистической сценографией и фонтанировавшим иронией и юмором Сергеем Набокой…

Но не будем о грустном. В конце концов, «Книжка года» — не светское мероприятие, ценность которого заключается в масштабности постановки и мизансценах знаменитостей на фуршете. Бессменные организаторы акции — газета «Книжник-Review» с ее главным редактором Константином Родиком и Центр рейтинговых исследований «Элит-профи», возглавляемый Галиной Родиной, при поддержке Фонда содействия развитию искусств под руководством Анатолия Толстоухова, — проделали огромную работу. В 2002 году сквозь мелкое сито «Книжки года» прошло 1335 книг — примерно в два с половиной раза больше, чем в предыдущем. Звучит оптимистично. Как для всего украинского книгоиздательского процесса, так и относительно роста престижности акции, для участия в которой издатели направляют свои книги совершенно добровольно.

Номинации «Книжки года» в этом году несколько изменились. К тому же их структура стала сложнее: внутри каждой определялась не общая тройка лауреатов, а три лидера по отдельным подноминациям. Но общее число осталось неизменным — семь, на счастье. Вероятно, из тех же соображений в «шорт-лист» по каждой подноминации тоже вошли семь книг — верхушки рейтингов экспертного голосования. Кстати, на сайте ЦРИ «Элит-профи» и газеты «Книжник-ревю» все эксперты названы поименно, а также имеются эффектные разноцветные таблички, по которым легко увидеть, кто за что голосовал. Это к традиционному вопросу «а судьи кто?».

Итак, поехали. В самой серьезной номинации «Энциклопедия» появился довольно легкомысленный подраздел «Быт, досуг»: победителем среди кухонных книг и песенников стал эстетско-ботанический справочник «Орхідеї» от киевской «Просвіти». В подноминации «Справочная/профессиональная литература» лучшей назвали «Фізіологію людини» Вильяма Ганонга львовского издательства БаК. Среди «Словарей» победила малая энциклопедия «Українське козацтво», увидевшая свет общими усилиями столичной «Генези» и запорожского издательства «Прем’єр».

В новой номинации «Визитка» оценивались, во-первых, «Художественные альбомы и представительские издания»: тут лучшим стал постмодернистский «Влодкауфман. Гра в гру» из Львова («Дзига-Аз-арт»). Во-вторых, «Искусствоведение и этнографические исследования» — победил «Сакральний театр» Александра Клековкина, выпущенный Государственным институтом театрального искусства им. Карпенко-Карого. И в-третьих, «Туристическо-краеведческая литература», где лидером стал трехъязычный путеводитель М. Кальницкого и А.Гругорука «Прогулка по Киеву» (Киев, «Балтия Друк»).

Всеми любимая номинация «Детский праздник», по идее, не должна была нести неожиданностей. И действительно, приз за «Книжки для малышей» взяла
«А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» за сказку «Вовченятко, яке запливло далеко в море» шестилетней Марийки Луговик при соавторстве самого издателя Ивана Малковича. Однако это именно тот случай, когда не третьим, а самым главным соавтором книги следует назвать художника-иллюстратора — Софию Ус. В подноминации «Художественные произведения для школьников и подростков» тоже все ясно: конечно же, трехтомный (пока) «Гаррі Поттер» от все той же «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-Ги». Но и этому издательству уже потихоньку наступают на пятки: в подноминации «Развивающая литература» победила книга Дарьи Цвек «Малятам і батькам» от львовского «Видавництва Старого Лева», дерзкого новичка, на счету которого престижных наград уже больше, чем выпущенных книг.

В номинации «София» лидерами стали: антология «Лібералізм» от «Смолоскипа» («Классическая философия/гуманитаристика»), издание Львовского национального университета «Жінка в історії» Оксаны Маланчук-Рыбак («Современная украинская философия/гуманитаристика») и «Вірш і розмова» Ханса Георга Гадамера от львовского журнала «Ї» («Современная переводная философия/гуманитаристика»).

До «Вершин» в этом году добрались: в подноминации «Украинская классическая литература» — первый том Дмитра Донцова от львовской «Кальварії»; «Зарубежная классическая литература» — седьмой том Марселя Пруста киевского издательства «Юніверс»; «Украинское и зарубежное литературоведение/биографии/мемуары» — издание столичного издательского дома «КМ Академія» «Києво-Могилянська академія в іменах. XVII—XVIII ст.».

Наиболее интригующей стала, как всегда, номинация «Красне письменство». Именно художественной литературы в этом году издано втрое больше, нежели в прошлом: страсти накалились. В подноминации «Современная украинская и переводная поэзия» лидером стал «Поет у повітрі» Василя Герасимьюка, наложившись — уже не впервые в истории «Книжки года» — на шевченковскую премию автора. А издатель Петр Мацкевич, получая приз, посетовал, что для его «Кальварії» в рейтинге предоставлено маловато номинаций. Впрочем, в этом году ему пришлось потесниться в подноминации «Современная украинская и переводная проза»: тут, обойдя сольные книги Шевчука, Дибровы, Издрыка, Дереша и Прохасько, лидером стала антология «Приватна колекція» от львовской «Піраміди». Среди книг «Современной украинской и переводной эссеистики» лучшим признали двукнижие Романа Корогодского «І дороги. І правди. І життя»; «У пошуках внутрішньої людини» от столичного «Гелікона».

В номинации «Горизонты» награды распределились так: «Обществоведение» — Джеймс Лалл «Мас-медіа, комунікація, культура: глобальний підхід» (издательство К.І.С.); «Научно-популярная эссеистика» — четыре выпуска журнала «Ї»; «История/Биографии/Мемуары» — монография Натальи Яковенко «Паралельний світ. Дослідження з історії уявлень та ідей в Україні XVI—XVII ст.» от киевской «Критики».

К чести издателя, он единственный из всех получавших приз признал, что в данном случае успех книги — куда в большей степени заслуга автора, нежели издательства. И пригласил на сцену Наталью Яковенко, когда ее монография общим, на сей раз тайным голосованием экспертов была названа Книжкой года. Действительно, если сравнивать с прошлыми лауреатами этого титула — словарем-энциклопедией «УСЕ»-99 и «Сніговою королевою»-2000 (в прошлом году Гран-при не присуждался), то дрейф в сторону именно авторской книги налицо. Кстати, совсем недавно мы публиковали интервью с Натальей Яковенко («ЗН» № 3, 2003).

И еще одно появление писателей на сцене издательской акции было обусловлено дополнительной номинацией под шутливым названием «Как казаки за границей издавались». В роли казаков выступили Андрей Курков, в библиографии которого десятки стран и языков, и Марина и Сергей Дяченко, уже покорившие Россию и подбирающиеся к Польше.

Среди книжных серий лучшим назвали проект «Текст+Контекст» киевского издательства «Факт». В абсолютном рейтинге издательств на первом месте снова «Кальварія».

И о самом приятном. В течение семи месяцев «Книжник-Review» проводил мониторинг СМИ на предмет освещения литературно-книжной проблематики. Учитывались как регулярность этого освещения, так и резонансность отдельных публикаций. В хит-параде «Книжная медиа-панель» с огромным отрывом — рейтинг превысил сумму баллов четырех последующих позиций, вместе взятых, — победило «ЗН».

Мы любим читать. Чего и вам желаем!