UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КЛАССИК-ПРЕМЬЕР»: ПЛОХАЯ МИНА ПРИ ХОРОШЕЙ ИГРЕ

Дышите глубже: вы взволнованы! И.Ильф, Е.Петров Классик-премьер отснял очередную свою передачу. В массовке могли принять участие все желающие...

Автор: Екатерина Щеткина

Дышите глубже: вы взволнованы!

И.Ильф, Е.Петров

Классик-премьер отснял очередную свою передачу. В массовке могли принять участие все желающие. Т.е. все желающие могли купить билет и провести вечер в Оперном театре, попадая периодически в объективы телекамер. Но даже если вы по каким-то причинам не смогли посетить концерт - не расстраивайтесь, вам его покажут по телевизору. Только не забывайте, когда будете смотреть, что это все-таки съемки концерта, а не просто телепередача, как и зрители во время этого концерта постоянно вынуждены были вспоминать о том, что это не просто концерт, а съемка телепередачи. Причем, даже не потому, что на сцену периодически выскакивал оператор с камерой наперевес и целился в зал, дабы «захватить массовку» в момент «перехода к аплодисментам», сколько по композиции программы и поведению ведущих. Авторы и ведущие программы - Татьяна Миленина и Виктор Лифанчук - с одной стороны, казалось, понимали, что концерт чем-то сродни прямому эфиру, и поэтому волновались по полной программе, до неестественности, с другой стороны, неоправданные паузы, заметные из зала «провалы в памяти» и недостаток артистизма у ведущих, нечеткие действия на сцене и ведущих, и участников, тех, кто еще молод и не имеет достаточно сценического опыта - они временами просто не знали, где бы им примоститься на сцене, теснились поближе к роялю, задвинутому в угол, и к оркестру, в то время как огромное пространство на авансцене оставалось пустым, а звук при такой расстановке терялся где-то в глубине сцены и до слушателя доходил приглушенным - все это невольно вызывало мысль о возможности монтажа и мастерстве телеоператоров. Пришлось смириться с тем, что ты здесь не слушатель, а участник массовки и твоя задача - хлопать с энтузиазмом и взирать на сцену горящими глазами.

Впрочем, надо признать, что смотреть было на что и хлопать чаще всего хотелось. «Классик» представил публике наряду с титулованными исполнителями имена либо малоизвестные, либо неизвестные совсем, как эта программа и поступала изначально. Открытием для киевской публики стал днепропетровский молодежный ансамбль «Виолино». Совсем юные исполнители с блеском исполнили «Танец фурий» Д.Бортнянского и тут же показали умение работать и с современным материалом, сыграв две части из Сюиты для струнного ансамбля В.Скуратовского. Исполнители продемонстрировали не только чуткость к тексту, где все было выстроено и выверено - интонация, динамика, темп, но и чувство ансамбля, которое обеспечило высокую слаженность звучания. А на это не всегда способны даже взрослые профессиональные коллективы.

Еще одним «скрипичным открытием» этого концерта можно назвать Д.Ткаченко, исполнившего третью часть из Концерта для скрипки с оркестром ре-мажор Й.Брамса. Эта довольно популярная (что само по себе делает ее «неудобной») и виртуозная музыка оказалась в надежных руках и прозвучала с должным блеском и глубиной, правда, не без помощи дирижера - В.Сиренко, - которому временами приходилось сдерживать солиста. Следует отметить в первую очередь владение звуком - особым теплым и трепетным тембром, которого исполнитель не терял даже в пассажах.

Вокалисты в основном не порадовали. За исключением И.Борко, исполнившего романс Надира из оперы Ж.Бизе «Искатели жемчуга», и Л.Повстенко, которая замечательно пела арию Аиды, показав не только силу и технику владения голосом, но и способность передать нюансы образа даже в концертном исполнении. Это, к сожалению, стало большой редкостью для оперных певцов Украины.

Интерес вызвал также малоизвестный фортепианный дуэт из Симферополя Ольга Щербакова и Юрий Щербаков. То есть малоизвестны они у нас. За рубежом они активно концертируют, и уверена, что не прогадали те, кто предложил именно этому дуэту сделать записи произведений Дж.Гершвина для фонотеки папы римского.

А теперь о метрах, украсивших собой этот концерт. Достаточно назвать их имена: Нина Матвиенко, Саулюс Сондецкис, ансамбль «Киевская камерата», ансамбль «Киевские солисты», Симфонический оркестр Национальной радиокомпании и его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Сиренко - чтобы понять, что «Классику» удалось привлечь к созданию этой программы лучшие силы. Нина Матвиенко исполнила две части «Камерной кантаты» О.Кивы в сопровождении ансамбля «Киевская камерата» в манере, присущей только ей, - объединяя «открытый», архаический звук с высокой академической культурой и мастерством пения.

Большим сюрпризом стало появление на сцене народного артиста Литвы Саулюса Сондецкиса и его «подарок» - переложение для фортепиано и струнного оркестра «Прелюда и Алегро в стиле Пуньяни» Ф.Крейслера, выполненное Ванеевым и самим Сондецкисом. Его исполнила Е.Басалаева в сопровождении ансамбля «Киевские солисты», дирижировал С.Сондецкис.

Было несколько номеров, которые можно назвать шуточными, хотя усилий от исполнителей они потребовали совсем не шуточных. Это «Танец туб» А.Адамавичюса, исполненный Квартетом туб, и небезызвестный «Полет шмеля», исполненный на сей раз на саксофоне И.Черновым.

Можно заметить, что программа концерта в основном грешила хрестоматийностью: Верди, Брамс, Пуччини, Чайковский, Бизе - знакомые все лица. Разнообразие привнесли только «Киевская камерата», исполнившая произведения О.Кивы и Д.Эллингтона, да С.Сондецкис со своим неординарным переложением Крейслера. Но тем не менее вся музыка была прекрасна и исполнение чаще всего достойное. Можно ли это испортить плохой режессурой? Музыку, конечно, нет. А вот концерт можно.

Впрочем, отбросив неудачи режессуры этого действа, надо признать, что сама идея подобной программы весьма интересна. Конечно, далеко не каждый житель Украины может посетить концертный зал и услышать хорошую музыку в хорошем исполнении. Можно сколько угодно спорить о преимуществах «живой» музыки перед записью, но нам, видимо, еще очень долго придется расти до своих же прежних достижений, которые, кстати, являются достижениями всего цивилизованного мира: когда даже небольшие провинциальные городки имеют хотя бы камерный самодеятельный, но вполне приличный оркестр, а профессиональные оркестры летом играют на открытых площадках бесплатно и для всех. Теперь же, когда государство иногда не желает сохранить даже один в области профессиональный коллектив, телевидение остается единственной возможностью услышать музыку и при этом еще и посмотреть на наших лучших исполнителей.

Конечно, это должно бы было повышать ответственность телевизионщиков за качество программ. Но пока что они, видимо, считают, что на всеобщем безрыбье они выглядят вполне жирным раком. Вот и эта программа на экране телевизоров, думаю, будет смотреться неплохо. Конечно, не «Музыка в эфире» и не «Вокзал мечты», но вполне «Классик-премьер». Кроме того, все перечисленные замечания касаются вопроса «как», а не «что», вопрос же «как» традиционно считается у нас второстепенным. А то, что запоздавший в финале с падением занавес закрыл сцену не под аплодисменты благодарных слушателей, а под всеобщий грохот кресел, и стоящие на сцене ведущие вынуждены были созерцать спины уходящей публики, символично и вполне логично - съемка закончилась, массовка идет домой. Для телевидения это привычно, для концертного зала - нет. Но не беда - это же телепрограмма. Помните, у Ильфа и Петрова: «А трамвай снимать не будете?.. Видите ли, условия освещения не позволяют. Придется доснять в Москве».