Несколько пассионарных музыкальных линий музыкальной жизни Украины пересеклись в один из февральских вечеров в Колонном зале им.Н.Лысенко Национальной филармонии Украины.
Концерт Государственного камерного ансамбля «Киевские солисты» под управлением народного артиста Украины Б.Которовича объединил прекрасных исполнителей и выдающегося композитора. Все вместе они подарили публике новый праздник от программы «Классик-премьер».
Совместные усилия многих талантливых людей дают блестящие результаты. Правда, в наше время они были бы невозможны без конкретной поддержки - в первую очередь, первой леди страны Л.Кучмы, а в дальнейшем - фирм «Артур-К», «Панна», «Агат» и «Демосбанка».
Программа «Классик-премьер» вновь возрождается. После года молчания на сцене - авторы и ведущие, Т.Миленина и В.Лифанчук, подают музыку в новой, непривычной манере - словно общаясь с давними друзьями.
Одним из главных действующих лиц стал в тот вечер известный композитор, народный артист Украины профессор Л.Колодуб. В программе концерта были исполнены два его сочинения, представленные на соискание Государственной премии им.Т.Г.Шевченко. «Турiвськi пiснi» - шесть миниатюр для струнных на темы украинских народных песен - вернули нас во времена общения Т.Шевченко и известного ученого-фольклориста М.Маркевича в имении Туривка на Киевщине. Тонкие и изящные, «максимальный эффект при минимуме средств», каждая из инструментальных новелл Л.Колодуба - своеобразный микрокосмос народной песни.
Совершенно иной, на первый взгляд, образный мир музыки его Концерта для скрипки в сопровождении фортепиано и струнных представил новое преломление национального. Написанное по заказу Мюнхенского камерного оркестра, произведение прозвучало впервые в Киеве в исполнении Б.Которовича - скрипка, Е.Басалаевой - фортепиано и ансамбля «Киевские солисты», дирижер В.Блинов.
Программа «Классик-премьер» привнесла в несколько чопорный и старорежимный Колонный зал им.Н.Лысенко ветер перемен, происходящих в новой концертной жизни Украины. Казалось бы, недопустимая в прошлом свобода общения ведущих с публикой и исполнителями сегодня способствует созданию атмосферы непосредственности и раскованности. Вместе с тем, филармоническая публика стала участником телепередачи, поэтому ее авторам была важна непосредственная реакция слушателей.
А какой она могла быть, если в программе концерта - Й.Гайдн, Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон? Не беда, что после второй части Концерта Й.Гайдна слушатели не выдержали этой невозможной красоты и «сорвались» на аплодисменты. Это потому, что музыка гениального австрийца - вечное удивление перед ее простотой и бесконечной глубиной.
И новое открытие - танцевальный цикл Ф.Шуберта из пяти миниатюрных менуэтов и шести трио. Возможно, в эпоху Ф.Шуберта, со дня рождения которого недавно минуло 200 лет, менуэт был чем-то вроде нынешнего «рейва»? А сегодня на балконе в филармонии мальчишки и девочки с бантами в косичках слушают эти миниатюры как музыку высокой и чистой любви... До-минорный менуэт по глубине и трагизму образов стоит «Реквиема», а До-мажорный - просто блеск и виртуозность ансамбля!
Финал Октета Ф.Мендельсона вновь потрясает философией чувств и мыслей автора, имя которого уже закрепилось в сознании в качестве композитора «Песен гондольеров» и «Без слов», и, конечно, «Свадебного марша». Замечательный ансамбль, исполненный мастерства народного артиста Украины Б.Которовича, лауреатов всеукраинских и международных конкурсов С.Шотта, А.Абаева, Т.Волощука (скрипки), И.Бутрий и Я.Венгера (альты), заслуженного артиста Украины блестящего виолончелиста И.Кучера и К.Даниленко, - на уровне шедевров мастеров квартетно-ансамблевого жанра.
Еще несколько совпадений: в концерте приветствовали не только композиторов-юбиляров, но и исполнителей; лауреату премии им.Т.Шевченко Б.Которовичу в этом году исполняется 55, а также многих друзей программы «Классик-премьер», в том числе и мою коллегу Г.Степанченко.
В наши дни классическая музыка - это что-то вроде этических витаминов для души, обедненной в условиях общего экологического кризиса. Наверное, в таком случае программа «Классик-премьер» - это уже целый курс лечения.
Следующий концерт - в Национальной опере 28 февраля.