UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИНОВЕРНИСАЖ — МОДА НА ЗАВТРА

В Киеве в Доме кино, Дворце культуры «Украина», в центральных кинотеатрах заканчивается очередной...

Автор: Алла Феофанова

В Киеве в Доме кино, Дворце культуры «Украина», в центральных кинотеатрах заканчивается очередной киновернисаж «Открытая зона», проводимый межнациональной корпорацией «Фильммаркет», генеральным директором которой является Людмила Горделадзе. Это и информационные показы новых фильмов украинских, а также из ближнего и дальнего зарубежья, и проведение профессиональных дискуссий и круглых столов с приглашением специалистов не обязательно кинематографического профиля, если того требует тема и кинотелевидеорынок для тех, кому есть что предложить, и тех, кому есть на что приобрести. Короче, киновернисаж - это новая информация, новые открытия и новые возможности для широкого круга людей. А среди них и еще одна возможность для украинского зрителя ознакомиться с тем новым, что было сделано за последнее время в области кино...

Наш рассказ об основных вехах пути, которым шла Людмила Горделадзе со своим детищем в сегодняшний день, всегда ориентируясь на день завтрашний... Анализируя этот путь, она неизбежно затрагивает и процессы, происходившие в жизни общества, в частности в его кинематографической жизни.

- По профессии я - журналист, закончила Московский университет, факультет телевизионной журналистики, немного работала на телевидении, а потом директором методкабинета в Киевском городском управлении кинофикации - моей задачей была пропаганда кино. Это фактически являлось тогда и остается на сегодняшний день моей целью, моей работой: пропаганда, продвижение, дистрибуция, доведение до зрителя новых фильмов. Несмотря на то, что это была работа в государственном секторе, уже и тогда приходилось проявлять сообразительность, инициативу, чтобы достать ту или другую картину. Например, когда появилась «Маленькая Вера» - тиража еще не было, она не должна была официально к нам прийти, а я много о ней слышала и хотелось привезти картину в Киев. И вот я звоню директору киностудии им.Горького и говорю: «У нас тут 1000-летие крещения Руси, дайте «Маленькую Веру» (тогда действительно эта дата отмечалась). Он, конечно, рассмеялся и ответил: «Я ваш юмор понял, я вам дам». И знаете, мы послали с тортом человека, тогда в Москве был очень популярен «Киевский торт» - этого было достаточно. Трое суток мы эту картину показывали в кинотеатре «Киев» круглосуточно на два зала, только с 5 до 7 был технический перерыв. Носили части из зала в зал. Круглосуточно - это уникальный случай в истории кинематографа. Дело даже не в кассовости картины. Чисто кассовые картины меня не интересовали, но была важна такая хорошая конъюнктура, чисто профессионально. Вот, например, появилась картина П.Тодоровского на «Мосфильме» «Интердевочка» - это была одна из первых хозрасчетных картин, которые «Мосфильм» продавал. Я обратилась к начальству, а они не захотели рискнуть и купить - взяли картину напрокат и заплатили в результате в пять раз больше, чем если бы купили, потому что сборы кассовые были сумасшедшие и проценты от этих сборов, которые мы должны были выплатить, составили значительно большую сумму, чем стоимость картины. Поэтому мне надоели начальники и, как только вышел закон о кооперации в 1988 году, 1 июля, я уже через три дня подала заявку на регистрацию кооператива, и через месяц он был зарегистрирован. Это был первый в Советском Союзе кинокооператив. Занимались мы тем, что продавали предварительно билеты во все кинотеатры города, беря с каждого билета по 10 копеек дополнительно за услугу. Помещение, которое мы тогда заняли в кинотеатре «Киев», нам расписал Ашот Арутюнян, теперешний владелец ресторана «Наполеон», а тогда он создал тоже первый художественно-оформительский кооператив «Ракурс». Оформлено оно было в духе церковных росписей, но только персонажи были кинематографические. Очень красиво. Мы неплохо работали, люди были довольны, но касса благополучно почила в бозе. Почему? Там была история с фильмом «ЧП районного масштаба» - одна из первых перестроечных картин о разложении комсомола, в которой фигурировал портрет Щербицкого, а Щербицкий, единственный из всех членов Политбюро, чьи портреты также были в картине, оставался лицом действующим. Нас стали преследовать, и тут же в дополнение к советскому постановлению «Об ограничении видов деятельности кооперативов» было внесено украинское дополнение, ограничивающее такой вид деятельности, как посредничество по продаже кинобилетов. А наш кооператив был такой не только один в Украине, но один в Союзе. Совершенно очевидно, против кого это дополнение было направлено. Но мы к тому времени занимались уже и профессиональной работой в кинотеатрах, через наш кооператив, к примеру, была организована первая встреча Параджанова с киевлянами, после долгих лет его отсутствия; выступали и другие известные режиссеры. Дополнительный билет к киносеансу стоил на такую встречу 50 копеек. Министерство финансов нас строго контролировало и требовало отчета, что за личности выступают, где они работают. Даю отчет: режиссер Параджанов, нигде не работает. Смех. Наряду с этим, мы пытались достать, привезти в Киев все лучшее, что было снято где-то в другом месте, сделать наше культурное пространство единым, сами понимаете, что не хочется жить в провинции. Я не говорю, конечно, о Лос-Анджелесе, но если где-то в Союзе появлялась хорошая картина... Да, на этом можно было заработать, но я еще получала колоссальное удовольствие, когда входила в полный зал и знала, что его собрала я, что я привезла, достала эту картину и люди тоже получили удовольствие. А поOS