UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИНОТАВРСКИЙ СЕРПАНТИН

Несмотря на то, что стрелка барометра на «Кинотавре» дала резкий крен в сторону почитаемой народом попсы, кино на фестивале было, и именно о кинопрограммах мы сегодня поговорим...

Автор: Светлана Короткова

Несмотря на то, что стрелка барометра на «Кинотавре» дала резкий крен в сторону почитаемой народом попсы, кино на фестивале было, и именно о кинопрограммах мы сегодня поговорим.

Проблемы, существующие в постсоветском кинопространстве, не только не исчезают, а с завидной частотой множатся. Это сказывается не только на количестве производимых картин, но и на их качестве, сюжетном однообразии, а также продуманных или спонтанных попытках подражания мировым образцам кассового кино. Посему, мнение отборочной комиссии ОРКФ в составе Марины Рубановой (директор программ и бессменный председатель этой комиссии) и интеллигентнейшего Владимира Дмитриева было единодушным, но мало утешительным. По мнению Рубановой, фильмы, которые еще несколько лет назад остались бы за рамками конкурсной программы, сегодня - полноправные участники конкурса.

Уже по ходу фестиваля в конкурсной программе были изменения: перекочевал в информационный показ «Сибирский цирюльник», не состоялся обещанный Марком Рудинштейном «сюрприз», которым, по всей вероятности, должен был стать фильм Германа «Хрусталев, машину», - в который уже раз не подоспела долгожданная копия, выпало из программы, ввиду тяжбы режиссера с французскими продюсерами, «Небо в алмазах» Пичула. Хотелось бы его оценить самим, хотя по информации, опубликованной в газете, выходящей на «Кинотавре», «фильм оказался слабым и продюсеры побоялись дать его в конкурс», дабы не повлияло это на прокат и продажу видеокассет. В итоге в списке из пятнадцати осталось тринадцать картин.

Оставим за рамками сегодняшнего разговора «Блокпост» (А.Рогожкина), увенчанный главным призом «Кинотавра», «Ворошиловский стрелок» (С. Говорухина), «Классик» (Г. Шенгелия) и «Частные хроники. Монолог» (В. Манского). Об этих картинах в контексте «Кинотавра» или в связи с премьерой в Украине на страницах «ЗН» уже подробно говорилось. С почтением относясь к постулату «об ушедших либо хорошо, либо никак», не станем комментировать последнюю в жизни работу почитаемого зрителями режиссера Алексея Сахарова «На бойком месте». Это музыкальный фильм по одноименной комедии А.Островского с мощным, хотя и несколько неожиданным актерским ансамблем. В ролях - Николай Расторгуев, Ольга Дроздова, Валдис Пельш, Алексей Булдаков и другие.

Слабо динамичной, а стало быть, не самой удачной авантюрной музыкальной комедией явился зрителю «Китайский сервиз» Виталия Москаленко. Вялую помпезность картины не стимулировали звездные лики Анны Самохиной, Олега Янковского, Богдана Ступки и длинного списка прекрасных актеров.

Владимир Грамматиков и Валерий Приемыхов - два разных, но сегодня идущих в одной связке режиссера (сегодня они соответственно директор и главный редактор киностудии им.Горького) - показали свои новые работы. «Привет от Чарли-трубача» - лирическая комедия. Как говорит о нем сам режиссер, «фильм про жизнь, удовлетворяющий зрительскую тоску по простым интонациям, по нормальному разговору». Примечательно, что одним из авторов сценария был Георгий Данелия. Фильм милый, в меру смешной, со славным Алешей Зотовым в главной роли и... не более того. Трагикомическая мелодрама Приемыхова «Кто, если не мы» продолжает давно и успешно начатую им с Динарой Асановой тему трудных подростков. Особенностью данной картины является то, что подростки эти не страдают от собственной «трудности», принимая жизнь такой, какая она есть, и радуясь ей и своим удачным и даже неудавшимся авантюрам.

Роскошный актерский ансамбль во главе с Нонной Мордюковой, на мой взгляд, не спасли режиссерские (Денис Евстигнеев) и сценарные (Ариф Алиев) слабые вариации на тему давней трагической истории семьи Овечкиных.

«Женская собственность» (режиссер Дмитрий Месхиев) - одна из двух картин, вторая - «Тесты для настоящих мужчин» - Андрея Разенкова была представлена в конкурсе дебютов, явила публике первые шаги большого проекта «Русский декамерон». Название проекта недвусмысленно отсылает к идее первоисточника классика эпохи Возрождения. Цель проекта, задуманного еще в 97-м году продюсерской компанией «Слово», - создание десяти заведомо коммерческих мелодрам. От успеха этих лент зависит будущее всего проекта. Первые две картины, возможно, и будут просмотрены многочисленными почитателями этого жанра, ввиду его острого дефицита на кинорынке. Думаю, бестселлерами в своей номинации не станут, но обаянию и мастерству актрис, сыгравших соответственно главные роли, - Елене Сафоновой и Анне Каменковой благодарные зрители отдадут дань.

Урожденная киевлянка, известный московский мастер комедии Алла Сурикова представила на конкурс свою новую, на этот раз патриотическую комедию «Хочу в тюрьму». Приключения талантливого «левши» Семена Лямкина (замечательный Владимир Ильин) на родине и в комфортабельной голландской тюрьме смешны, милы, динамичны и, думаю, будут с удовольствием восприняты зрителем, тоскующим по безоблачному быту, комфорту и попранному человеческому достоинству. Тем более что «выходную арию» Ильина поддерживает крепкий профессиональный дуэт Натальи Гундаревой (жена) и Аллы Клюки (голландская подруга).

Совершеннейшим особняком в конкурсном ожерелье стал совсем свежий, законченный за два дня до показа фильм Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки». Очень красиво снятый, с многочисленными и многоплановыми ассоциациями, столь свойственными самому Наумову и соавтору сценария Тонино Гуэрра, немыслимо запутанным сюжетом и Натальей Белохвостиковой в заглавной роли - длинный фильм для узкого круга почитателей философско-притчевых ситуаций.

И, наконец, работа Александра Сокурова «Молох», отказника от «Гран-при», который буквально потряс меня. Картина необычная как по выбору героев (Адольф Гитлер и Ева Браун), так и для самого Сокурова. Он последователен в своей режиссерской манере, но, по-моему, это первый в его творчестве «актерский» фильм. Могу понять тех, кто не принял картину из-за человеческого взгляда на столь одиозных героев, - у нас в душе боль по невосполнимым военным утратам и клишированный образ фашизма и его лидера, впитанный с молоком матери. Ну а если попытаться подняться до сокуровских философских размышлений о взаимоотношениях личности и власти, о жажде власти, которая растлевает даже здоровое личностное начало? Необыкновенно красивый (что тоже вызвало раздражение у многих), каждый кадр - отдельная инсталляция, произведение изобразительного искусства, необыкновенно эмоционально напряженный, скрупулезно-внимательный к малейшим движениям чувств. Трагический фильм о распаде личности, когда не спасает даже самое светлое и продуктивное начало - любовь. Исполнитель главной роли Леонид Мозговой по образованию - актер музыкального театра, по жизни - создатель собственного театра одного актера, в репертуаре которого 14 сложнейших разноплановых спектаклей. В создании образа Черного Диктатора скуп, предельно точен в деталях и непохож на знакомую экранно-газетно-литературную копию. Он жалок, но жалок по-человечески, нищ духом и, несмотря на патологический эгоцентризм, противен сам себе. Эти всепоглощающие чувства не дают ему возможности познать любовь. Но Ева - безусловная актерская удача молодой питерской актрисы Елены Руфановой, - вся из плоти, крови и чувственности, Ева - не желающая чувствовать запах тлена, единственная, кому дозволено говорить правду, - даже она в финале видит смерть, небытие. Каннский зритель высоко оценил «Молох», надеюсь, такая возможность будет и у нас, тем более что Сокуров готовит сейчас видеоверсию.

Нелегкая задача была у отборщиков и составителей программ международного фестиваля «Кинотавр» - Сергея Лаврентьева и Андрея Плахова. Прошлогодний конфликт, связанный с отказом жюри присуждать Гран-при, ежечасно сказывался на повседневной подготовительной работе. Ситуацию удалось переломить, но французы, например, от участия в конкурсе категорически отказались. Зато в программе много скандинавского и восточноевропейского кино. К сожалению, на мой взгляд, ни одна из девятнадцати конкурсных картин не стала заметным явлением, но определенный интерес вызвали. Хотелось бы отметить польскую картину «Ничего» Дороты Кенджежавской, грузинский фильм «Озеро» Каха Кикабидзе, где тоже своеобразно интерпретируется проблема властной личности (правда, здесь сила воли дает герою шанс добровольного ухода из жизни), бельгийскую ленту «Рози» Патриса Туа и нидерландскую «Сибирь» Роберта Ян Вестдейка. Впрочем, о них мы говорили в предыдущем материале.

Во внеконкурсном показе была широко представлена «Догма» - одно из самых интересных явлений сегодняшнего европейского кино. Общее нездоровье сегодняшнего мира - в «Идиотах» Ларса фон Триера, безысходное и жуткое «Торжество» Томаса Винтерберга, жестокий примитивизм равнодушия - в «Мифуне - последняя песнь» Серена Краг-Якобсена. К явлению «Догмы», думаю, мы будем еще не раз возвращаться, напомню лишь читателям, что об этих картинах подробно писал в «ЗН» Александр Рутковский.

Заметным явлением был внеконкурсный показ югославского «черного» кино. Это направление просуществовало в Югославии в 60-70-х около десяти лет и было запрещено партией в стране, где - что очень странно для нас - не было цензуры. Зная югославские события сегодняшнего дня, фильмы эти, не виденные нами ранее, воспринимаются особенно остро.

В специальном показе особый интерес вызвал шведско-датский фильм «Чертов омол» Лукаса Мудюссона, который рассказывает о традиционном эмоциональном подростковом бунте, о сложном пути к любви и взаимопониманию, о терпимости к ее нетрадиционным проявлениям. Очень убедительны юные актеры, которые были гостями фестиваля, - Александра Дальстрейм и Маттиас Руст.

В фестивальном киносерпантине было еще много разноцветных, хоть и переплетающихся лент. Несмотря на издержки фестивальных будней, у кинематографистов и любителей кино была возможность составить достаточно полную картину сегодняшнего кинопроцесса. Дай Бог следующему «Кинотавру» быть, фильмам сниматься и быть законченными в производстве, а нам всем иметь возможность их увидеть.