Четверть века прошло с тех пор, как ушел от нас известный украинский кинорежиссер Виктор Иларионович Ивченко. Выпускник Государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого, на студию Довженко он пришел из Львовского театра имени Заньковецкой. Снял 14 полнометражных художественных фильмов. Был удостоен Государственной премии Тараса Шевченко.
Позволю себе остановиться на трех разных по жанру картинах Виктора Ивченко. Это «Чрезвычайное происшествие» — частый гость телеэкрана, «Иванна» и одноименная экранизация повести Алексея Толстого «Гадюка». В государстве, где работал Ивченко, существовал один- единственный творческий метод под названием «социалистический реализм», понятие «коммерческое кино» не существовало, зрителя следовало воспитывать. Я хорошо это знаю, т.к. на факультете киноведения Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого моя идея писать дипломную работу по творчеству Ивченко не нашла поддержки. Сейчас я могу сравнить мифы 70-х с действительностью: почему фильмы режиссера Виктора Ивченко актуальны сегодня.
Двухсерийная картина «Чрезвычайное происшествие» снята в 1959 году. Этот динамический психологический триллер сразу понравился зрителям. Успешно прошел и за границей, бывшей тогда «на замке». Да и прокатчики к советским фильмам относились осторожно в связи с их плакатной тенденциозностью. Интрига смоделирована по типичным признакам жанра с «промыванием мозгов» и «развязыванием языков». Не хватало разве что детектора лжи. В фильме задействована плеяда звезд советского кино с мастерски разработанными образами. Чанкайшистского контрразведчика Фана сыграл блестящий характерный артист Владимир Дальский. Киевляне ходили в Украинский драматический театр имени Франко, чтобы посмотреть спектакли с Дальским. Со стороны жертв ему противостоял артист героического плана — синеглазый красавец Михаил Кузнецов. Они вели своеобразную шахматную партию интеллектуалов. Молодой Вячеслав Тихонов в роли Райского словно сыграл увертюру к Штирлицу из классического советского шпионского сериала «Семнадцать мгновений весны». Можно только пожалеть, что в советском кино шестидесятых детектив был не в фаворе. И кино потеряло потенциального мастера этого жанра.
В европейском контексте 60-е — «золотой период» кинематографа. Снимают свои уникальные фильмы Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Рене Клер, Ингмар Бергман, Золтан Фабри, Анджей Вайда... Кинокритика едва успевает находить термины, чтобы определять стили и направления. А в советском кино, в частности в украинском, спорят о «традициях» и «новаторстве». Так, теоретик кино того времени О.Ромицын доказывал существование цепочки наследственности, в которой идут А.Довженко, В.Савченко и В.Ивченко. Этакий сомнительный комплимент, деиндивидуализирующий три личности.
По моему мнению, в творчестве Виктора Ивченко есть так называемый эпатажный фильм. Это «Иванна». Кстати, в 2000-м картине исполняется 40 лет. Идеологи тогда поразительно легкомысленно не разглядели подводную часть айсберга. Боролись против «поповства» и украинских националистов. Поэтому судьба девушки из хорошей интеллигентной семьи, попавшей под перекрестный огонь взаимоисключающих, опять же, идеологий, да еще во время войны, воспринималась как патриотический вклад в советскую мораль. Но во главе угла конфликта — аморальность и небрежение правами человека. Мы прослеживаем процесс уничтожения еще не сформировавшейся личности. С разных сторон и с непримиримой жестокостью на нее давят советы, религия, в лоне которой выросла, и так называемые бандеровцы. В конце концов Иванна запутывается. Ведь все требуют служения и преданности. Затем роль палачей отдается фашистам.
Инна Бурдученко красивая, с яркой внешностью и одаренная драматическим талантом артистка, к сожалению, погибла в огне во время съемок другого фильма. Она сыграла одну главную роль. Болтали о наложенном на нее проклятии Папы Римского. Короче, идеологическая «фабрика лжи» штамповала свои версии. «Кинословарь» 1966 года представляет сущность картины так: «Ф. «Иванна» (1960) проникнут воинствующим отрицанием религии, он разоблачает пагубное влияние религиозного дурмана на умы и сердца людей (премия III Всесоюзного кинофестиваля в Минске, 1960)». И все же, по моему мнению, здесь уместнее ассоциация с почти синхронно снятым фильмом французского режиссера Жана- Люка Годара «На последнем дыхании». Только в нем криминальный сюжет имеет более четкие признаки. У Годара очень симпатичный герой Мишель гибнет, т.к. и он грубо нарушил законы общества.
Характерно, что и героиня фильма «Гадюка» Ольга Зотова сначала проходит через разрушение личности. Гимназистка из купеческой семьи, на глазах которой во время большевистского террора уничтожили всех родственников. Ольга выброшена на свалку гражданской войны. Тиф, грязные солдатские теплушки. Спасительная любовь к командиру красных всадников, его гибель. Что остается героине, вырванной из социума с иными принципами и моралью? А ничего. Нэп — новая экономическая политика; служба в каком-то советском учреждении и комнатка в коммуналке. Неожиданная радость — Ольга снова влюбляется. Теперь это холеный совчиновник, или просто «совок» в первом поколении. Соперница — примитивная секретарша, опять же существо вовсе не ее круга. Ольга, по моему мнению, стреляет в пухленькую интриганку Лялечку Варенцову не из ревности, это лишь повод. Как достойный «обломок империи» она прибегает к террору, чтобы не сойти с ума. Что она видела после того, как стала свидетелем убийства всей семьи? Бесконечный террор и войну. Бесспорно, психика ее сломлена. Ольга была жертвой, из нее превратилась в мстительницу. Револьвер в ее руках, оставшийся в наследство от войны, — единственный способ сохранить достоинство. Это не борьба с мещанством, как желала видеть критика. Жестокость Зотовой — самозащита от булгаковской шариковщины. Нельзя забывать, что автор повести Алексей Толстой сам относился к категории таких же «обломков», как и героиня написанной им повести. Это очень важно, т.к. раскрывает психологическую мотивацию поступков. Почему советский режиссер обращается к экранизации такого неоднозначного произведения? Даже если вынужден сделать незначительные цензурные коррективы. Драматургия позволяет «развязать руки» и все же высказаться. Резюме простое — жестокость породила встречную реакцию.
Маниакальный синдром социальной некрофилии, развернувшись в пространстве-времени, поразил и Зотову. Ее протест — выстрел в лицо Варенцовой — это и признание собственного поражения. Таким образом, по Фрейду, произошел конфликт между несовместимыми требованиями «Оно» и «СверхЯ». Инстанция «Я», на которую возложена функция приспособления к реальности через создание механизмов защиты, сочла единственно возможным разрешить ситуацию с помощью теракта.
Роль Ольги Зотовой сыграла московская артистка Нинель Мышкова. Холодноватая, с оригинальными внешними данными, она отлично вписалась в образ элегантностью и аскетической замкнутостью на себе. Собственно, в последующих своих фильмах В.Ивченко снимал ее в первых ролях. И найденный образ в значительной степени тиражировался. Здесь сыграли свою роль личные мотивы. Со временем Н.Мышкова и В.Ивченко поженились.
Кинорежиссер студии имени Довженко Виктор Ивченко оставил после себя достойные внимания проблемные и профессионально снятые художественные фильмы. И они живут своей собственной европейской, а не хуторянской жизнью.