UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кинопрокат. Сельская честь

Полемика об особенностях развития отечественного кинематографа, а также процесса кинопроизводства и кинопроката сместилась в систему столичных координат...

Автор: Светлана Кабачинская

Полемика об особенностях развития отечественного кинематографа, а также процесса кинопроизводства и кинопроката сместилась в систему столичных координат. Хотя региональных кинопроблем не меньше, а может, и больше...

У генерального директора хмельницкой областной фирмы «Киновидеопрокат» Василия Пиддубняка безусловно праздничное настроение в прошлом году было дважды: 23 февраля и 23 декабря.

В Верховной Раде проходили парламентские слушания на тему «Национальный кинематограф: состояние, проблемы и пути их решения». Кинопрокатчики ожидали возвращения кино в каждый населенный пункт страны. Надежды на новую власть были колоссальные.

Василий Арсентьевич выступал на этих слушаниях — единственный из кинопрокатчиков. У него едва ли не самый большой в Украине стаж: более 30 лет. Кроме того, Хмельнитчина входит в тройку лучших областей, где все-таки сохранилась система кинопроката. Так вот недавно у руководителя подольских кинопрокатчиков Пиддубняка снова появилось основание для хорошего настроения: депутаты Хмельницкого областного совета приняли программу улучшения кинообслуживания населения. Программа рассчитана на период до 2010 года. И предусматривает меры, которые, по мнению специалистов, будут способствовать постепенному выходу кинопроката из кризиса.

Советская система кинопроката в конце 80-х годов прошлого века казалась вечной, как юным влюбленным кажется вечным их чувство. В Хмельницком кинотеатры были в каждом микрорайоне, а в самом центре — практически в каждом квартале. Почти десяток кинотеатров полностью обеспечивали киноинтересы 260-тысячного города. А в области 756 киноустановок тоже практически полностью удовлетворяли нужды кинозрителей 1447 населенных пунктов.

90-е развеяли это благополучие, как мощный вихрь — устойчивый с виду домишко. Сперва сломалась система снабжения новыми фильмами. Со временем, когда взбесившаяся инфляция мгновенно превратила подавляющее большинство населения в нищих, а цены на энергоносители начали галопировать едва ли не каждый день, еще вчера суперприбыльные городские кинотеатры в одно мгновение стали нерентабельными, а сельским киномеханикам вообще перестали платить зарплату. И как-то незаметно в повсеместном хаосе начали твориться странные вещи — кинозалы начали переходить в частные руки и перепрофилироваться в кафе, бары, казино. Это в городах. А в селах драгоценную киноаппаратуру, стоившую тысячи советских рублей (до 30 тысяч в долларовом эквиваленте), легко сдавали в лом: ведь некому было ни крутить, ни показывать.

Словом, «кина не будет, кинюшня завалилась».

На Хмельнитчине этот «завал» поразил почти 80% киносети. Наверное, уничтожил бы и полностью, если бы не поистине героическое сопротивление областной фирмы «Киновидеопрокат», которая смогла удержать в коммунальной собственности остатки системы. Точнее, она пыталась сохранить ее всю, но силы оказались неравными. В семи из двадцати районов области сельские киноустановки практически полностью перестали работать. Еще в двух районах демонстрация кинокартин прекратилась из-за отсутствия киномехаников. В одном из крупнейших районов — Городоцком — ныне действуют всего лишь две сельские киноустановки.

Не на пользу кинопрокату пошла местная инициатива нескольких районов — реорганизация киносети и ее подчинение районным отделам культуры. У культуры и без того было полно забот и не было денег, так что кино стало там козой, от которой все пытались избавиться.

Словом, к третьему тысячелетию почти в половине районов области начали забывать, что такое сельский кинопоказ. Да что там в селах! В таком крупном райцентре, как 45-тысячная Шепетовка, кино исчезло тоже. И когда в 2000 году облкиновидеопрокат вновь открыл кинотеатр, то на первых сеансах дети бежали к экрану и заглядывали за него: где же то, что показывают? Маленькие граждане большой страны, родившиеся в конце второго тысячелетия, впервые видели киноэкран!

Только в 2000 году разрушение отрасли удалось остановить. И сегодня на Хмельнитчине действуют 372 киноустановки, из них 346 — в селах. Больше — только на Одесщине, не сравнимой по территории и количеству населения. Речь идет именно о действующих пунктах кинопоказа — тех, где кино демонстрируется систематически, а не время от времени. Как ни печально это осознавать, но за минувших полтора десятилетия люди просто отвыкли от кино. Особенно в селе. И сегодня их нужно приучать к нему заново. А начинать необходимо с детей. Именно этим и занимается областная фирма «Киновидеопрокат», расположенная в кинотеатре «Планета» — некогда единственном детском кинотеатре областного центра. Бесспорно, только благодаря этому сохранился и сам кинотеатр — один из двух ныне действующих в Хмельницком. И единственный в области — с тремя залами, в том числе и для видео. Впрочем, от постоянных посягательств дядь с карманами, набитыми деньжатами, он отгородился значительно более солидным, чем просто детский, статусом, утвержденным Кабинетом министров: теперь тут — центр отечественного киноискусства и новых форм кинопоказа, длительное время, кстати, остающийся единственным подобным в Украине.

Центр есть, а отечественного киноискусства почти нет. И это одна из самых болезненных проблем кинопрокатчиков. Хотя, казалось бы, при чем здесь они? Кинопроизводство — не их удел. Тем не менее, в провинции за их здравие пьется всегда, когда что-то происходит (или не происходит) в национальном кино. Такие по-разному оцененные публикой и критикой последние работы украинских режиссеров, как «Казак Мамай» или «Молитва за гетмана Мазепу», в Хмельницком также восприняли неоднозначно. Но залы в течение двух недель были заполнены. Ведь люди истосковались по родному кино. «Нам бы такие фильмы, как самая кассовая в прошлом году «9 рота» — только на отечественном материале, украинскими студиями сделанные», — вслух мечтает Василий Пиддубняк. Мечтает — ведь планировать пока нечего. Отсутствие современных отечественных кинополотен в Хмельницком пытаются компенсировать гигантской, как по нынешним временам, фильмотекой. В ней — почти 8 тысяч названий. Ее хранят и реставрируют силами своих умельцев, ежегодно пополняют хотя бы десятком-двумя лент за счет заработанного собственными силами и государственных средств. Система приобщения детей к кино отработана до мелочей. Тут и кинофестивали, и абонементы по символической цене, и иллюстрированные уроки украинской и зарубежной литератур, истории и права. В городе к этому уже привыкли: воспитанники детских садов и школьники в «Планете» давно как у себя дома. А вот в селах приходится начинать почти с нуля. И каждый из последних пяти лет увеличивает количество кинопосещений детьми: прошлогодний превысил показатель 2001 года (86 тысяч) более чем в два раза. Кинопрокатчики делают все, чтобы приумножить это количество, как рачительный хозяин — элитные семена: в надежде на урожай.

Результат уже заметен: в 2004 году, скажем, кино посмотрело на треть больше зрителей, чем в 2003 году, — более 400 тысяч.

Почему все пытаются отделаться от сельского кино — понятно: оно убыточно. Почему сельское кино вытягивают на себе хмельницкие кинопрокатчики, объяснить сложно, но можно. Сложно из-за того, что сегодня слова «энтузиасты» и «призвание» практически вышли из обихода и прагматичному поколению молодых (да и старших тоже) бизнесменов практически непонятны. И потому им трудно понять, что Пиддубняк, начавший свою кинокарьеру в 15 лет помощником сельского киномеханика, как и большинство работников его небольшого коллектива, просто не способен лишить людей этого живого чуда — кино. Они убеждены, что кино — это визитка государства. И, пока смогут, будут подменять собственным здоровьем государственную поддержку сельской киносети. Пусть дотации символические — но все-таки не дали умереть отрасли. Но и выздороветь не очень-то помогают.

Слова красиво и правильно ложатся в программы и постановления — и даже в закон о развитии киноотрасли. Тем временем правая рука не знает, за что голосовала левая. Скажем, бюджетный кодекс перечеркнул право кинопрокатчиков иметь государственное финансирование. Снова все зависит от местных бюджетов, у которых дыр столько — не залатать…

Выгребают, как могут. Постоянный рост стоимости киносеансов покрывают из различных источников: дотации не спасают. Расположенный в Хмельницком кинотеатр, как буксир, тянет на себе сельскую киносеть: за счет его доходов удешевляют доставку фильмокопий в районы и фильмовыдачи в селах. Но все дорожает такими темпами, что о развитии отрасли нечего и мечтать. А в течение последних 15 лет в нее не было вложено ни одной гривни. Техническое переоснащение осуществляли едва ли не собственными руками. А зритель требует комфорта, качественного звука, современного показа. В Украине же не производится ни одной единицы кинотехники. Все приходится покупать за рубежом. Дешевле всего — в России и Беларуси. Отношение государства к отечественному кинематографу, как в капле воды, отражается в отношении к образовательным учреждениям, готовившим кадры для кинофикации. В советской Украине были кинотехникумы во Львове и Шахтах. Сейчас остался только шахтинский, да и тот дышит на ладан. Киномеханика в селе ищут днем с огнем. А техника без человека мертва.

Специалистов этого профиля нет и в райцентрах, а раньше в райдирекциях киносети было четыре инженерно-технические ставки. Теперь тут остались только директор и бухгалтер. Хорошо, если директор — инженер. Но чаще всего на местах руководят женщины. А они, как известно, оказываются там, где тяжелая работа и маленькая зарплата. Вот с чем нет проблем — так это с оперативностью показа фильмов. Хорошо налажены контакты с фирмами- дистрибьюторами, что позволяет демонстрировать новые ленты в подольской глубинке уже спустя неделю-две после премьеры в столице. А в Хмельницком они порой идут даже раньше, чем в Киеве. Например, самым популярным развлечением во время новогодних каникул для хмельницких школьников был просмотр очередной ленты о Гарри Поттере. Пришлось делать семь сеансов в день!

Неожиданно реализованная мечта не застала Пиддубняка врасплох. Он уже загорелся тем, чтобы для каждого района приобрести видеопроекционную аппаратуру. Всего 18 тысяч гривен за комплект. Начало положено: городотчанам сделала такой подарок «Оболонь» (Слободян — отсюда родом), а недавно позвонил молодой и настойчивый глава Чемеровецкой райгосадминистрации и радостно сообщил, что все-таки нашел средства...