UA / RU
Поддержать ZN.ua

Киноновости

«По ту сторону добра и зла» Режиссер - Лилиана Кавани. В ролях: Доминик Сандо, Ерланд Джозефсон, Роберт Пауелл, Вирно Лизи, и др...

Автор: Ольга Брюховецкая

«По ту сторону добра и зла»

Режиссер - Лилиана Кавани.

В ролях: Доминик Сандо, Ерланд Джозефсон, Роберт Пауелл, Вирно Лизи, и др.

Сценарий - Лилиана Кавани, Франко Арколли, Итоло Москоти. Оригинальная музыка - Даниэль Парис. Оператор - Армандо Нануззи. Монтаж - Франко Аркалли. Продюсер - Роберт Гордон Эдвардс. Совместное производство: Италия-Франция-Германия. 1977 год.

Из немецкой трилогии Лилианы Кавани («Ночной портье», 1974, «По ту сторону добра и зла», 1977, «Берлинский роман», 1978) нашему зрителю известен только первый фильм - «Ночной портье», являющийся, пожалуй, самым знаменитым и удачным фильмом режиссера. В двух последующих фильмах она продолжает развивать тему сложных игр эротического порабощения и властвования, однако, к сожалению, самоповторы, некоторая неровность и вялость повествования лишают их большой доли цельности и эмоционального заряда своего предшественника.

Заглавие фильма «По ту сторону добра и зла» - название одноименной работы Фридриха Ницше позднего периода (1886 год), оно звучит несколько претенциозно, тем более что в фильме прямо не затрагивается творчество философа. Этот фильм посвящен интимной истории из жизни Ницше, точные обстоятельства которой, наверное, никогда не удастся установить биографам, но вокруг которой в свое время ходили всевозможнейшие слухи. Речь идет о его отношениях с русской эмигранткой Лу Саломэ, с которой он познакомился весной 1882 года. Это была молодая девушка - ей едва только исполнилось 20 лет, которая обладала недюжинным умом и чрезвычайной интеллектуальной восприимчивостью; красота ее не была классической, но это обстоятельство только делало ее обаятельнее. Ницше был страстно влюблен в «молодую русскую», но не только он, а также один из его лучших друзей, известный в то время философ Поль Ре. Вот этот «любовный треугольник» и находится в центре сюжета, причем Кавани так радикализирует почти столетней давности историю, что она выглядит почти современной в эпоху «сексуальной революции».

Кавани концентрируется на эпатажных моментах (в особенности эротического характера) биографии Ницше - его знаменитое посещение борделя, описанное Томасом Манном, где он, тогда еще «совсем невинный профессор», заразился сифилисом мозга, его странные отношения с сестрой, нежно заботившейся о нем на протяжении всей жизни и, однако, жестоко ревновавшей его к Лу, что говорит о ее подспудных, несколько более сильных, чем родственные, чувствах, и наконец опыт «коммуны» - тройственного союза Ницше, Поля Ре и Лу, что лишает романтического ореола, традиционно присущего немецкому философу.

Можно провести интересную параллель между немецкими фильмами Кавани и немецкой трилогией другого итальянского режиссера - Лукино Висконти («Смерть в Венеции», «Людвиг» и «Гибель богов»).

«Инсценизация»

Режиссер - Йост.

В ролях: Ненеси Карлин и Говорд Свейн. Композитор - Джон Ей Чаплин.

Сценарист, оператор, монтажер - Йост.

Йост принадлежит к «американским независимым» режиссерам. независимость прежде всего коммерческая, и с этим связан обычно очень скромный бюджет его фильмов. Однако ограниченность в материальных средствах компенсируется полной творческой свободой, что дает возможность воплощать самые оригинальные идеи, создавая фильмы, преимущественно рассчитанные не на массового зрителя, а на узкую фестивальную аудиторию.

Сюжет фильма, если в данном случае правомерно говорить о сюжете, довольно прост и незамысловат: в кафе провинциального американского городишка встречаются Он и Она - два неудачника. Он - неприкаянный мужчина, отсидевший в тюрьме и живущий разными мошенничествами. Она - повидавшая виды женщина, ничего не ожидающая от жизни, работающая официанткой в этом самом кафе. После совместной ночи в гостинице каждый из них понимает, что нашел в другом то, что искал, и они начинают свое путешествие на украденной Им машине. Они решают ехать в Голливуд, но для этого нужны деньги. Он хочет достать деньги, ограбив магазин, но Его попытка не удается: вместо денег - несколько трупов. Суд приговаривает Его и Ее к казни, которая совершается в окружной тюрьме. Вот такая история двух людей, оказавшихся на обочине общества и казненных им. Фактически фильм является альтернативой очередному голливудскому мифу - мифу удачливого и сильного аутсайдера, побеждающего противостоящий ему социум («Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна, как пример такого мифа).

Однако фильм представляет собой, в первую очередь, замечательный образец формального экспериментаторства, которое проявляется, начиная с «визитной карточки» фильма - титров, длящихся намного дольше традиционно отводимого для них времени и являющихся отдельным произведением, - и заканчивая структурой повествования, состоящего из двенадцати частей, каждая из которых имеет свое название и своеобразное художественное решение. Но самое интересное, что это «фильм антидействия», он состоит из длинных, сменяющих друг друга монологов и отвлеченного от них визуального ряда, демонстрирующего широкие возможности компьютерных технологий.

«Улисс»

Режиссер - Вернер ван Некес. Музыка - Ентони Мур, Хельге Шнайдер. Великобритания. 1980 год.

Очень ироничный фильм, насмешки которого начинаются, по-видимому, с заявления, что в основание сюжета положено три произведения - «Одиссея» Гомера, «Улисс» Джеймса Джойса и «Причуда» Нила Орана. Кроме известных классических имен: Телемах, Нестор, Протей, Калипсо и др., знаменующих своим появлением очередную главу напрочь отсутствующего повествования, фильм не имеет ничего общего с греческими и модернистскими классиками. Он близок к монти-пайтоновским комедиям, наполнен английским юмором и экстремальными визуальными экспериментами.