UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИНО КАК ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ

На нынешнем 29-м МКФ «Молодость» было представлено 42 студенческих фильма из более чем 25 стран мира. Ярко и оригинально на этот раз «сэкранировали» Германия, Англия и Шотландия...

Автор: Мария Шведова

На нынешнем 29-м МКФ «Молодость» было представлено 42 студенческих фильма из более чем 25 стран мира.

Ярко и оригинально на этот раз «сэкранировали» Германия, Англия и Шотландия. Украина и Россия тоже оказались в струе модных тенденций, не утрачивая при этом авторских новаций.

Наиболее интересно была заявлена, пожалуй, немецкая киношкола: «Все про Алису», «Помогайте старикам», «Долгие невзгоды», «Доберманн», «Маленький Карузо». Из них «Все про Алису» Р.Линзе и «Маленький Карузо» - очень талантливые и оригинальные роботы. «Все про Алису» - веселый черный детектив и лав-стори в одном, нечто в стиле «Леди исчезает» А.Хичкока.

Израиль был представлен единственным фильмом «Лулу» К.Эдая - историей про печально-роскошную жизнь «летучих мышек» за рубежом. Францию в плане студенческих работ представлял компьютерный фильм К.Шамски «Миграции». Современный миф о каменном икаре, рвущемся в небо за перелетными стаями...

Эстетскими заморочками и экспериментами формы и цвета отличались работы австралийских ребят: «Рай» и «Аквариум». Словения представила фильм «Персоналии» - маленький психоанализ на тему о потере невинности молодым человеком. Итальянские студенческие работы были «по мотивам Тарантино» - «Пенальти» Д.Бальби и «Прикосновения ангелов» К.Ассунти. Венгерских было две работы - «Транзит» Ф.Торока и «Мелодии улиц» Д.Грод (обычные учебные работы), польских - одна: «Смерть в лабиринте» Ф.Осета. Также был представлен один иранский фильм «Модель» Ф.Емами.

Шведская киношкола оказалась сплошными нудными длиннотами под сюрреализм 20-х - «Молитвы» и «Крыши». Чешские и австрийские студенты привезли по одной малозначительной работе - «Дефектор» и «Покушение будет наказано».

Российская киношкола (в основном ВГИК) отличалась в этом году ностальгическими нотками по ретро 30-х годов - времени чекистов, убивающих дворянскую культуру в лице бывших белых офицеров. Работы «Доченька» Антона Бычкова и «Остановка» Артема Михалкова посвящены именно этой теме: пионерка Даша сдает отца и плачет; остановка поезда оказывается остановкой любви, счастья и жизни...

Фильм «Утро - не время для девочек» Александра Шейна - история на 30 минут о семействе полковника и приключения с его несовершеннолетней внучкой. «Сон дедушки» переполнен советскими образами-штампами эпохи Сталина, и из этого воображения старого чекиста тянутся ниточки к реальным событиям.

Сексуальный «сон мамы» и испуганный - «папы» дополняет всеобщую картину истории в летней русской деревушке. А девочка - всего лишь Красная Шапочка, лишь с той разницей, что ее дедушка - полковник КГБ.

Интересным фильмом на общем фоне оказалась работа Юрия Кузина «Левша». Это одна из киноверсий рождения маленьких гитлеров нашего социума. Фестивали тем и хороши, что визуальный генезис антропологии здесь очень многогранен.

Украинских студенческих фильмов было представлено всего три: «LWS» Марины Кондратьевой, «Простая история» Андрея Ржанова и «Раскольников, студент» Георгия Фомина.

Кризис и полное отсутствие финансирования студенческих работ в этом году явно сказывались. В отличие от прошлых лет, когда работы наших ребят отличались остротой и забавностью сюжетов («Под небом» В.Попова, «Русалочка» В.Тихого) и брали призы.

Кинокомпозиции являли собой практически покадровые миксы, но не фильмы, что было обозначено на пресс-конференции как основная проблема украинской киношколы на сегодняшний день. «Раскольников, студент» Г.Фомина оказался все-таки небезынтересным экспериментом: пластика черно-белого кино, тексты Ф.Достоевского и Д.Хармса, силуэт студента, поднимающегося по лестнице, - он, Раскольников, и идет убивать старуху процентщицу.

Оригинальностъю и свежестью отличались студенческие работы шотландской, английской и ирландской киношкол.

Фильмы «Дрейф» М.Бриарли и «Похороны последнего циганского барона» Д.Рогойски наполнены выдумкой и глубоким ощущением жизни, сняты по принципу смешения «монтажа аттракционов» и «волны жизни». Так же была представлена совместная работа британских и швейцарских киношников «Ад для кожи» Д.Шеррера.

Премию получила коротенькая, блестящая работа «Сладенькое» шотландца Джеффа Старка. Трехминутный фильмец - притча о рыбах, которые ловят глупых людей на сладенькое, например на заварные пирожные «эклер». Мастерски снятый и драматургично продуманный, он по праву заслуживает награду «настоящего киношника».

«Слепой полет» исландского автора Б.Гуннара и «Систола-Диастола» мексиканского - К.Куарона почему-то не включили в показ (возможно, из-за технических причин)...

Участниками фестиваля в студенческой номинации были также работы бразильских ребят Р.Дуарте «Совпадение обстоятельств», А.Селигмена «Муки», Ф.Бриссо «Вверх ногами» и совместный США-Швейцария «Быть со мной» Д.Гертша: работы ничем особо не примечательные, но профессионально грамотные.

Общая картина кинематографического студенчества, заявленного на фестивале 1999 года создавала впечатления несколько другого кино. Это синема живет не по законам коммерции или с расчетом на 100-процентный успех в прокате, это кино молодых людей, еще не испорченных жизнью и верящих...