UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИНО, И ДЕТИ, И «АРТЕК»

В удивительной детской державе «Артек», недавно отметившей свое 75-летие, завершил работу VIII Международный фестиваль детского кино с одноименным названием...

Автор: Светлана Короткова

В удивительной детской державе «Артек», недавно отметившей свое 75-летие, завершил работу VIII Международный фестиваль детского кино с одноименным названием. Розданы призы — кораблики «АртеКино», за обладателей которых проголосовало Большое зрительское жюри, все «детское население» Артека, около 5 тысяч ребят. Специальными дипломами награждало Малое детское жюри под руководством бессменного своего председателя, известного режиссера Исаака Магитона.

Акт прощания с последним «Артеком» ХХ столетия был зловеще омрачен безвременным уходом его идеолога и духовного вдохновителя — незаменимого Владимира Вагнера.

Этот фестиваль, в силу организационных обстоятельств, вывел из тени то, о чем на предыдущих фестивалях, может быть, мы все только догадывались. И решая его дальнейшую судьбу, есть смысл проанализировать пройденное.

КИНО НА ФЕСТИВАЛЕ

Соучредителями международного фестиваля детского кино «Артек» являются на равных Украина и Россия. Соответственно у фестиваля два сопрезидента от каждой из стран. От России в этом году почетный пост занимал Василий Лановой, который категорически не желал общаться с прессой, всячески подчеркивая это свое нежелание. От Украины — Олег Фиалко, который любезно поделился своими впечатлениями о фестивале.

— Любой фестиваль, — сказал он, — как мы все уже знаем, зависит от организационной системы и от материальной подпитки. Эти проблемы есть у «Артека» и, собственно, до конца они не решены. Что же касается идеологии фестиваля, его концепции, то ситуация почти катастрофическая. Ее породили два фактора: смерть Владимира Вагнера — идеолога, человека, который и репродуцировал идеи, и воплощал их в жизнь. Думаю, по этому поводу у организаторов растерянность — как идти дальше? Не так просто появляется новый лидер. С другой стороны, та объективная реальность, которая царит сейчас в странах СНГ. Честно говоря, репертуар, попадающий на фестиваль, в частности в этом году, не выдерживает критики. Эти фильмы не должны быть на детском смотре. Каждый уважающий себя фестиваль имеет несколько этапов подготовки, в частности — отбор фильмов. В зависимости от рейтинга форума создатели мечтают попасть на этот смотр. Здесь же подбор, мягко говоря, случайный. С моей точки зрения, ряд картин, не в силу даже качественного уровня, не годятся для детского смотра.

Но это проблема не только организаторов — не из чего выбирать. Стало быть, нужно пересматривать концепцию фестиваля. Если он называется «международным», нужно переходить от слов к делу: создавать группу отборщиков, искать фильмы по миру, не только в Украине и России. Да и вряд ли в ближайшие годы обрушится бурный кинопоток в наших странах, особенно для детей. Далее — нужно создавать премиальный фонд, это тоже увеличивает престижность.

— Но тогда нельзя оставлять за кадром и качество показа, продюсеры и режиссеры, выстрадав свое детище, просто не дадут его калечить на плохой аппаратуре.

— Несомненно. Это беда многих наших фестивалей. Для создателя авторская копия, которая смотрится плачевно, это — каменный век. Мы обсуждали вопрос с руководством «Артека». Все согласны, что создание современного кинокомплекса просто необходимо, но это невозможно в ближайшее время.

Итак, что же посмотрели и как оценили конкурсную программу зрители «Артека»? Больше всего призов, дипломов, горячих споров и оваций вызвал фильм Валерия Приемыхова, показанный впервые на прошлогоднем «Кинотавре», — «Кто, если не мы». Его герои, вопреки скудости быта, умеют радоваться жизни, философски относятся к неприятностям, не воспринимают их как катастрофу. «Кто, если не мы» назван «самым-самым фильмом», «самым мудрым», исполнитель одной из главных ролей Артур Смолянинов — лучший мальчик-актер, Евгений Крайнов — «очень талантливый, очень настоящий в роли Толяна», Татьяна Догилева «великолепно исполнила роль председателя родительского комитета». Это все цитаты из протоколов жюри.

Далее в программе была лента Георгия Данелия «Фортуна» — не детское, но хотя бы доброе кино. Здесь награды получили Вахтанг Кикабидзе (лучший актер), дебютантка Дарья Мороз («ярко, увлеченно сыгравшая роль Маши») и композиторы Гия Канчели и Игорь Назарук — «за прекрасную музыку и тонкое чувство меры в музыкальном оформлении фильма».

Ребятам понравился фильм «Да здравствует королева!» (Швеция), названный «самым добрым» и получившая звание лучшей девочки-актрисы исполнительница главной роли Моник Ван де Вен. Надо отметить, что на фестивале картины представлялись, в основном, не создателями и представителями творческих групп, а опосредованно. Например, вышеупомянутый фильм — профессором ВГИКа, председателем общества «Россия—Норвегия» Верой Орловой. Она сетовала, что Норвегия, имеющая добрые традиции детского кино, «не дает фильмы нашему фестивалю, т.к. осуждает войну в Чечне». Позволю себе напомнить, что Украина — не находится в состоянии войны с каким бы то ни было государством и заявление это по отношению к нашему общему фестивалю выглядело по меньшей мере странно.

Киноверсия Василия Панина по рассказу Платонова «Опять надо жить», возможно, и доброе, но слабое, неинтересно-вчерашнее кино. Ребята великодушно отметили эту работу дипломом «за верность добрым традициям», а Анну Синякину, известную зрителям по «Ворошиловскому стрелку», назвали «лучшей актрисой».

Фильм же «Чек», о котором подробно рассказывалось в наших обзорах с «Кинотавра», хоть и выдержан в темпоритме постсоветского боевика, но противопоказан для детского смотра.

«Новые бременские» — полнометражный мультфильм — несовременная, тягуче-скучная попытка римейка мультхита семидесятых. Несмотря на мощнейшую рекламу и звездные имена в числе создателей и исполнителей песен, эта работа не вызвала у зрителей глубокой приязни.

Украинского кино не было ни в конкурсе, ни вне его. И если первое объяснимо ступором кинопроизводства, то для информационных показов или «Золотой фильмотеки», право, можно было найти достойные ленты.

— По большому счету что происходит? — продолжает Олег Фиалко. — Как бы все рычаги управления фестивалем лежат в самом «Артеке» — они планируют, приглашают, договариваются. На каком-то этапе подключаются еще два звена — Украина и Россия. Причем Россия дает материальный «впрыск» незначительный. У организаторов тут же возникает интеллигентное чувство элементарной благодарности. Считаю, что украинской стороне нужно бы активней заниматься фестивалем — и в плане привлечения спонсоров, и в плане программы. Мы говорили об этом накануне закрытия с генеральным директором «Артека» господином Сидоренко и его замом, куратором фестиваля Сергеем Ерохиным. Обсуждалась общая ситуация, сложившаяся с фестивалем. Думаю, они будут в Киеве, и мы продолжим этот разговор, чтобы форум тихонько не «почил в бозе». Это было бы плохо по многим статьям, а главное — по отношению к памяти Владимира Вагнера. Мы договорились искать иное концептуальное решение этой проблемы вообще. А под новую концепцию подводить организационную и финансовую базу. Главный вопрос — что показывать. Все эти годы мы тихонько себя обманывали, понимая, что кино- то детского нет, его не производят. Есть идея проводить фестиваль ретрокино, как говорится, по одежке протягивай ножки, но зритель хочет смотреть новое кино. Это очень тонкий, деликатный, не только коммерческий вопрос, но и психологический, и педагогический. Ведь у сегодняшних детей другой ритм, другое видение, и есть опасность, что сплошным ретро мы их от кино отпугнем.

ФЕСТИВАЛЬНОЕ «ЗАЭКРАНЬЕ»

В этом году отсутствовал корабль, который всегда был не только плавучей гостиницей для гостей и участников фестиваля, но и фестивальным центром, клубом для неформального общения профессионалов. Хозяева — команда «Артека» — сделали все, чтобы гости чувствовали себя комфортно, чтобы никто не выбивался из фестивального ритма, заполненного просмотрами, встречами с ребятами, мастер-классами, пресс-конференциями. Но расселение делегаций в разных концах огромной артековской территории непроизвольно обнажило «болевые точки» во взамоотношениях сторон. Чего стоит «забывчивость» московской дирекции по отношению к сопрезиденту с украинской стороны — его не было на пресс-конференции, посвященной непосредственно фестивалю и его взаимоотношениям с подобными, дружественными форумами.

— Олег, не кажется ли вам, что этот фестиваль отразил, как в зеркале, отношения, не скажу между странами, но внутри кинематографий?

— Это проблема многослойная. С одной стороны, разделение делегаций по разным местам проживания было вынужденной мерой — как смогли, так и расселили. Ведь что происходит, — я не пытаюсь претендовать на истину в последней инстанции, — с одной стороны, мы все время говорим, что любим друг друга, что это политики нас разделили, мы-то сами разделения не хотим... Но поступки порой отражают другую реальность. В бытовом общении это не чувствуется, но как только речь идет о протокольных мероприятиях, возникает так называемая московская самодостаточность. Я не имею права обвинять своих коллег, это не вина, а беда их, на уровне генов. Не говорю обо всех, но какое-то количество людей страдает «комплексом старшего брата». Как с этим бороться? Принимать реальность иронически. Нельзя же каждый раз доказывать человеку, что он не прав. Это все равно что расписываться в собственной неполноценности.

P.S. Фестиваль закрыт. Надо отдать должное артековцам — на его закрытии чистой скорбной нотой прозвучал последний аккорд, дань памяти Владимиру Вагнеру. Во имя наших детей, которым будет плохо без хорошего кино в этой жизни, которое учит делать добро. Должно учить. Во имя светлого человека, который так любил детей, кино и «Артек», этот фестиваль, учрежденный Украиной и Россией на благословенной земле Крыма, должен жить, показывать хорошее кино, возвращая в кинотеатры все новых и новых почитателей. И, может быть, для сохранения чистоты звучания носить имя своего основателя. Объединим наши усилия.