UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кинематографисты знают, как спасти свою отрасль. что дальше?

Украинское кино переживает звездный час. На него, наконец-то, обратили внимание. Разговоры о его участи стали вестись не только в замкнутом пространстве Дома кино, но и на самых разных уровнях...

Автор: Елена Чередниченко

Украинское кино переживает звездный час. На него, наконец-то, обратили внимание. Разговоры о его участи стали вестись не только в замкнутом пространстве Дома кино, но и на самых разных уровнях. Кинематографисты, возлагающие на новую власть самые радужные надежды, активизировались до предела, стали проводить «круглые столы», различные заседания и посылать новой власти открытые письма. В Верховной Раде случилось беспрецедентное событие — впервые за всю историю независимой Украины прошли парламентские слушания, посвященные кино. Тема слушаний — «Национальная кинематография: состояние, проблемы и пути их решения» — уже сама по себе пикантна: на 14-м году своего существования государство смело констатирует, что одна из его стратегических отраслей имеет проблемы, пути решения которых оно, наконец-то, додумалось поискать. Ну да ладно. Кто старое помянет — тому глаз вон. Ясно ведь, что во всех проблемах, приключившихся с нашим кино, виновата старая власть. Вот и министр культуры Оксана Билозир, подводя итог парламентским бдениям, заметила: «Пришла новая, вами выбранная власть, правительство народного доверия, и я — представитель этой власти. Я хотела услышать, что должна сделать, чтобы поднять на ноги наш кинематограф. А что я услышала сегодня? Все грехи старой власти, за которые мы не отвечаем». Таким образом, Оксана Владимировна на всю страну (слушания проходили в прямом теле- и радиоэфире) объявила о линии, четко разграничивающей периоды ответственности старой и новой власти. Дескать, все, что натворил прежний режим, пусть остается на его совести, и все его «грехи», ударившие по миллионам сограждан, в том числе и по кинематографистам, пусть так и останутся грехами, отвечать за которые ныне ровным счетом некому. А мы, «вами выбранная власть», начинаем нашу с вами действительность с чистого листа и несем за все ответственность… ну, скажем, с 4 февраля — дня, когда было сформировано «правительство народного доверия».

На том и порешим. Оставим старую власть в покое и переключимся на ответственность, принятую на себя властью новой. В частности, в области национальной кинематографии.

Итак, прошли слушания. По итогам слушаний были приняты решения, выполнять которые рекомендуется Президенту, Верховной Раде, Кабмину, Минкульту, Министерству труда и социальной политики, Министерству иностранных дел, Министерству экономики и по вопросам евроинтеграции, Министерству внутренних дел, Министерству образования и науки, Госкомитету телевидения и радиовещания, Нацсовету по вопросам телевидения и радиовещания, телеорганизациям (независимо от форм собственности), Совету Министров Автономной республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской горгосадминистрациям, органам местного самоуправления. У-у-ух… Выглядит, согласитесь, внушительно. Когда ж это раньше такому количеству глубокоуважаемых инстанций предлагалось заняться проблемами кино? Потому и решили мы, что родной кинематограф переживает звездное времечко. Все эти рекомендации в основном носят декларативно-пожелательный и общий характер, и лишь в отдельных пунктах провозглашаются конкретные даты их выполнения. За тем, какие действия произвели или не произвели вышеозначенные ведомства, будем следить. Но самым насущным остается принятие законодательных актов, которые сдвинут отечественный кинопроцесс с мертвой точки. Пока ничего подобного не случилось. И рекомендации ВР, и финально-парламентское выступление министра культуры обозначили перечень наиболее нужных актов. Что же касается их содержания, то продолжаются дискуссии. Значит, не все предложения, мысли и соображения теоретиков и практиков кино были выслушаны.

Этот пробел, в частности, восполнил состоявшийся в минувший понедельник в Минкульте «круглый стол», посвященный обсуждению концепции развития отечественного кинематографа. Подразумевалась встреча руководителей государственных и частных киностудий, продюсеров и руководителей телеканалов с министром культуры. Первые должны были высказать предложения, призванные вывести киноотрасль из комы. Министр (мы так думаем) должна была их выслушать и сообщить, что с этими предложениями делать дальше. Представители визуальной отрасли пришли. Министра на «круглом столе» так и не увидели. Собравшимся сообщили, что Оксана Владимировна пребывает на Банковой, просила начинать без нее, что, возможно, она скоро появится. Однако без Оксаны Владимировны не только начали, но и закончили.

Ведущим был директор кинодепартамента Минкульта Николай Мазяр, который пожелал продюсерам и руководителям «залишити всі плачі», провести заседание динамично и передал «таке прохання міністра — вносити конструктивні пропозиції». Гендиректор студии «1+1» Владимир Оселедчик сразу перешел к конкретике: надо определиться с несколькими вопросами, от ответов на которые зависит система практических мер. Каким мы хотим видеть отечественное кино — артхаусным, «властелином проката», «фабрикой мифологий» или производителем продукции для ТВ? Каждое из этих направлений требует своего комплекса решений. Что такое «национальный фильм»? Необходимо юридически определить это понятие. Кто делает кино? К продюсерскому кинематографу пришел весь мир, кроме Украины, в которой «есть много людей, не заинтересованных в его развитии». От государства требуется законодательная поддержка, создание экспертной структуры, решающей, кому выделять финансирование. При этом само государство не должно быть продюсером, не должно выделять деньги тому продюсеру, который не сумел найти средства, дополнительные к государственным (г-н Оселедчик предложил ограничить финансовое участие державы в производстве картины до 25%).

Владислав Ряшин, гендиректор телеканала «Интер», подчеркнул, что «сегодня украинские телеканалы фактически являются основными заказчиками и производителями фильмов и сериалов», добавив, что только в минувшем году «Интер» потратил 50 миллионов на кинопроизводство. Г-н Ряшин сообщил, что в конце прошлого года Николай Томенко, тогда еще руководивший парламентским комитетом по вопросам свободы слова и информации, возглавил рабочую группу, в которую вошли члены Индустриального телекомитета. Группа, изучив опыт французов, немцев, испанцев и россиян, разработала законопроект «О внесении изменений в Закон о кинематографии». Владислав Витальевич, будучи одним из разработчиков, заметил, что данный законопроект более полный, поскольку касается не только кино-, но и телепроизводства, и перечислил некоторые его положения: в проекте дано определение понятию «национальный фильм»; 100-процентное финансирование кинопроекта центральный орган исполнительной власти в сфере культуры может выделять только в исключительных случаях, с учетом художественной и культурной ценности этого проекта, во всех остальных случаях госфинансирование не должно превышать 70% бюджета картины; операции, связанные с производством, инвестированием или спонсированием национального видеопродукта, предлагается определять как валовые расходы компаний — это будет способствовать росту инвестиций. Принятие предложенных поправок, подытожил г-н Ряшин, превратит сферу кино в «инвестиционно привлекательную отрасль, в которой инвестор сможет получить прибыль. Именно это сделали россияне в 1997 году». С законопроектом ознакомят кинематографистов и Министерство культуры.

Далее было предложено оставить госфинансирование только для молодых кинематографистов и дебютантов, снять с отечественных фильмов копирайт Минкульта, который почему-то отпугивает зарубежных партнеров, а с последними необходимо налаживать корпоративные связи, благодаря которым, кроме прочего, украинские кинематографисты обретут практический опыт профессиональной работы.

Виктор Слепцов, гендиректор Украинской студии анимационных фильмов, заявил: «Пока киностудии будут оставаться в государственной собственности, никаких сдвигов не произойдет. Надо все, даже студию им.Довженко, акционировать. Инвестор с государственными студиями работать не хочет».

Валерий Пендраковский, возглавляющий акционированную студию «Ялта-фильм», рассказал о благолепии, наступившем на крымской кинофабрике, которую «спасли россияне». Главный ее инвестор — российский Космический банк, внедривший «длинную (т.е., многолетнюю) кредитную линию». Теперь на «Ялте» за один год снимается 20—25 крупных российских проектов и аж четыре украинских (особой крупностью не отличающихся). Но не все так просто, предупреждает г-н Пендраковский. Во-первых, о серьезных прибылях речь пока не идет. Во-вторых, студия пережила проблемы, с которыми еще предстоит столкнуться Одесской и «довженковской» киностудиям, — сложный процесс отделения производственной базы от творческо-продюсерской части.

Главный редактор журнала «КІНО-КОЛО» Владимир Войтенко предложил обратить особое внимание на реформирование кинообразования, поскольку его «нынешние методы не могут удовлетворить потребности современной украинской киноиндустрии». Насущной проблемой, по мнению редактора журнала, является создание Украинской высшей киношколы, в составе которой должны быть организованы высшие сценарные и режиссерские курсы. Необходимо техническое переоснащение учебной кинобазы, изменение учебных планов, по которым студенты должны активно снимать фильмы начиная с первого курса; постоянное пополнение институтского киноархива, системное проведение мастер-классов кинематографистов из разных стран. Было также предложено ввести курс истории украинского и мирового кино в программу средней школы.

Директор столичного кинотеатра «Жовтень» Людмила Горделадзе в своей речи выделила две темы: крик души и конкретные предложения. «Крик души — это пиратство в области DVD и видеоносителей. Новых законов для борьбы с пиратством не надо — необходимо выполнять существующие». Возложив надежды на недавно объявленную войну коррупции, Людмила Борисовна перешла к предложениям, которые помогут ответить на животрепещущий вопрос: где взять деньги на кино? Фонд поддержки кино при кинодепартаменте Минкульт необходимо преобразовать в Фонд поддержки кинематографии как авторитетную неприбыльную организацию, действующую по принципу гражданского фонда, который финансируется госбюджетом и аккумулирует другие поступления, в том числе средства специального сбора на поддержку национального кино. Эти средства предлагается собирать следующим образом: повысить уровень сбора за прокатное удостоверение, выдаваемое Минкультом на зарубежный фильм, в 5—10 раз; новая формула сборов от телеканалов позволит каждому из них отчислять ежемесячно от 70 до двух тысяч гривен — в зависимости от аудитории и экранного времени, отведенного на зарубежные фильмы и сериалы; надо вдвое повысить стоимость государственной марки на иностранную видеопродукцию — благодаря этому на поддержку национального кино может поступать свыше 100 тысяч гривен. Необходимо также организовать государственную лотерею по кино — по образцу «Молодьспортлото».

Предложения, прозвучавшие на «круглом столе», обработает аналитическая служба Минкульта. Параллельно ведомство изучает принятую ранее государственную «Программу развития национального кинематографа до 2007 года». Затем министерство, до 1 апреля, выработает свои предложения, которые внесет на рассмотрение парламента. А там на 10 апреля назначены очередные слушания, посвященные общему состоянию культуры в нашем прекрасном независимом государстве.

На следующий день в Минкульте состоялся традиционный брифинг. Присутствовавшие на нем журналисты на «круглый стол» аккредитованы не были. А потому у них сложилась полная иллюзия непосредственного участия г-жи Билозир во вчерашней встрече с кинематографистами. Умеет Оксана Владимировна употреблять правильные речевые обороты — рапортуя об итогах обсуждения, министр сообщила: «мы выслушали» компетентные мнения.

После «круглого стола» у меня возникло несколько вопросов к Оксане Владимировне. Задать их я планировала после брифинга, в течение пяти минут (в большинстве случаев те, кто дают пресс-конференции или брифинги, после их окончания уделяют журналистам еще несколько минут). Но, вероятно, из всех министров у нас самый занятой — министр культуры. Ее пресс-секретарь поведала, что даже на пятиминутную беседу с Оксаной Владимировной надо записываться заранее. Когда я попросила меня записать — ну, на когда-нибудь, на будущее, девушка сообщила, что время у г-жи Билозир расписано на две недели вперед. После этого произошел диалог, который трудно отнести к разряду приятных. При нем присутствовали и другие журналисты, в частности моя коллега с канала «ICTV», у которой, кстати, любопытный опыт общения с семьей Оксаны Владимировны: журналистка вместе со своим оператором попытались заснять министра, покидающую киностудию им.Довженко в тот приснопамятный день, когда г-жа Билозир потребовала вывести прессу из зала, но муж министра, Роман Недзельский, почему-то стал закрывать камеру руками. Но это так, к слову.

Пресс-секретарь Оксана Мельничук, отказав в «записи» на беседу, возмутилась тем, что «Зеркало недели» никак не отреагировало на ее просьбу сделать с министром интервью, поговорить о ее культурной программе, а вместо этого теперь всячески министра критикует. И это при том, что, по мнению Мельничук, «Зеркало недели» должно было стать рупором новой власти вообще и Министерства культуры в частности». На надрывно-эмоциональную ноту наш диалог вышел после того, как пресс-секретарь энергично сообщила, что собирается «ставить перед редакторами всех изданий вопрос о компетентности всех журналистов, пишущих о культуре». Я даже как-то растерялась. Придя в себя, проинформировала Мельничук о том, что у нас есть много замечательных журналистов, которые, извините, работают в этой сфере давно, и вновь прибывшим вряд ли стоит начинать свое общение с прессой с проверок ее на предмет профессиональной ликвидности. В ответ я узнала о том, что у нее, пресс-секретаря, три высших образования, что она кандидат философских наук, 15 лет прозанималась пиаром, и уж ее-то уровень компетентности превышает уровень любого журналиста, и если она, пресс-секретарь, начнет наш уровень проверять, нам всем «мало не покажется».

Так что, дорогие коллеги, готовьтесь к переаттестации.