Киевская биеннале-2015 развернется не только в столице Украины, но и во многих европейских городах: с 8 сентября по 1 ноября 2015 г. Кураторы - Хедвиг Заксенхубер и Георг Шоллхаммер - структурировали биеннале в виде шести "Школ", интегрированных в выставочное пространство.
Как известно, еще в конце марта в украинской и международной прессе появилось заявление "Мистецького Арсенала" об отмене проведения Киевской биеннале. Причиной такой отмены МА называл сложную ситуацию в Украине.
С другой стороны, уже по мнению организаторов "Киевской школы", нынешнее положение вещей как раз и требует новых способов его проживания и критического осмысления, а также конструирования новых типов сотрудничества.
Предстоящая киевская биеннале является открытым проектом, который привлекает как государственные учреждения, так и независимые инициативы.
Итак, в чем особенности развертывания биеннале "Киевская школа"? И какие месседжи предусматривают известные кураторы в связи с резонансным арт-проектом?
- "Киевская школа" будет насчитывать более десятка подразделений в разных странах, полный их список будет объявлен в августе вместе со списком участников, - рассказывает ZN.UA Леся ПРОКОПЕНКО, руководительница выставочных проектов "Киевской школы". - Среди наших партнеров уже сейчас можно назвать, например, IWM - Institute for Human Sciences (Австрия), The Office for Contemporary Art Norway (OCA, Норвегия), Perpetuum Mobile (Финляндия. Германия), tranzit.org (Австрия, Чехия, Венгрия, Румыния, Словакия), музеи mumok (Австрия) и Van Abbemuseum (Нидерланды). Это только несколько примеров организаций, которые поддерживают участие международных лекторов и художников или финансируют производство художественных произведений специально для Киевской биеннале. Сеть "Киевской школы" чрезвычайно широка и, вполне вероятно, охватит не только европейские города.
- Основной локацией в Киеве станет помещение Дома одежды на Львовской площади. Планируется ли в перспективе превратить именно это пространство в одну из арт-площадок столицы?
- Использование Дома одежды в "Киевской школе" прежде всего указывает на возможность экспериментировать с площадками для искусства и смело варьировать устойчивые назначения таких локаций. Это дает возможность привлечь общее внимание как к похороненным под наслоениями вывесок уникальных образцов архитектуры, так и к необходимости преодолевать отчуждение, загроможденность и дегуманизацию публичного пространства. Мы будем рады, если жители Киева, способные инициировать и поддержать создание новых локаций для искусства, заинтересуются таким далекоидущим проектом в Доме одежды и привлекут к этому профессиональную команду. "Киевская школа" своим выбором только указывает на возможность развивать художественную инфраструктуру города.
***
Подробнее о будущих "Школах" в рамках анонсированного проекта. Например, "Школа похищенной Европы" в формате серии лекций, семинаров и дискуссий задает вопрос о возможности другой Европы. Саня Ивекович (Хорватия), Эмили Уордилл (Великобритания), Иван Крастев (Болгария), Шалини Рандериа (Австрия), Тимоти Снайдер (США) и Марси Шор (США) среди многих других приобщатся к участию в Школе.
"Школа образа и доказательства" сосредоточится на деконструкции образов современной пропагандистской войны, используя кинопроизводство как инструмент критического анализа войны в Украине. Исследователи, медиа-активисты и режиссеры будут работать над серией документальных видеоработ совместно с украинскими и международными кинематографистами. Среди участников: Сергей Лозница (Украина - Германия), Хито Штеерл (Германия), Артур Жмиевский (Польша), Хаим Сокол (Россия), Наталья Гуменюк (Украина).
"Школа пейзажа". Основой этой школы является пейзаж как ключевой термин национального воображения и земля как территория борьбы и мечтаний. Художники и географы, поэты и политические теоретики, историки и экономисты будут исследовать культурные и политические прочтения этой парадигмы. Среди участников: Татьяна Журженко (Австрия), Мартин Поллак (Австрия), Андреас Сикманн (Германия), Владислав Шаповалов (Россия), Таус Махачева (Россия), Grupo EtcОtera (Румыния), Игорь и Иван Бухаровы (Венгрия).
"Школа перемещенных лиц". Внутренне перемещенные лица встретятся и поделятся опытом с художниками, которые стали переселенцами по политическим причинам, и будут работать совместно с общественными организациями над возможностью превратить переселение в акт политического сопротивления и самоопределения. Среди участников: музыкант Рами Эссам (Египет - Швеция), "голос площади Тахрир"; Хельге Лунд (Норвегия) - директор The International Cities of Refuge Network (ICORN), художники Ахмет Огют (Турция), Милица Томич (Сербия) и Аделита Хусни-Бей (Ливия - Италия). Сокураторы Школы: Марита Муукконен и Ивор Стодольски (Perpetuum Mobile, Финляндия - Германия).
"Школа реализма". Реализм имеет долгую историю доминирования в украинском традиционном искусстве. Вместе с тем, реализм является термином, вокруг которого идут активные дебаты в современном искусстве. Школа станет ареной, где эти два разных видения реализма встретятся с теорией и практикой. В Школе реализма пройдут классы и программы Дмитрия Гутова (Россия), Дага Эшфорда (США), Анке Хенниг (Германия), Ауры Розенберг и Джона Миллера (США), которые будут курировать произведения пятнадцати американских художников, и многие другие.
"Школа одиночества" будет работать над ситуацией уединения, которая наступает после эйфории революции. Активисты с Майдана, парка Гези (Стамбул), площади Тахрир, из Гонконга, России и Аргентины будут разрабатывать микродрамы, поэтические акции и перформансы, пытаясь сформулировать новый политический субъект после его потери. Эти работы будут создаваться художниками совместно с театральными мастерами и широкой аудиторией. Среди участников - Зеино Пекюнлу (Турция), Грациела Карневале (Аргентина), Кети Чухров (Россия), Тони Чакар (Ливан), Кванг Шон Чи (Гонконг).
Кстати…
Проведение "Киевской школы" поддержали Министерство иностранных дел Украины, Министерство образования и науки Украины, Администрация президента Украины, Киевская городская государственная администрация. Биеннале не получит никакой финансовой помощи от государства, но поддержать отдельные части программы постепенно вызываются заинтересованные проектом компании и частные фонды.