UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИЕВСКОЕ ЗВУЧАНИЕ «ГОЛОСА СТОЛЕТИЯ»

Хосе Каррерас, живая легенда современного оперного искусства, дал единственный концерт в Киеве. От этого концерта, несомненно, ждали многого...

Автор: Екатерина Щеткина

Хосе Каррерас, живая легенда современного оперного искусства, дал единственный концерт в Киеве. От этого концерта, несомненно, ждали многого. Имя великого тенора стало очередным «местом страсти» в культурной жизни страны. Непомерная рекламная кампания (несмотря на то, что имя Каррераса в особой рекламе не нуждается), непомерные цены на билеты. Единственный концерт великого тенора представляли как «концерт столетия», событие номер один для Киева за весь ХХ век - организаторы особо упирали именно на это. Что ж, гигантомания всегда сопутствует провинциализму. И никак мы не смиримся с тем, что слишком большая помпа до события нередко оборачивается некоторым недоумением после. Впрочем, создается впечатление, что организаторов подобных мероприятий не сильно интересует, что именно будет после. Важно вот сейчас, сию минуту продать подороже концерт и себя. Конечно, они были вправе рассчитывать на то, что звезда вытянет.

И он вытянул, несомненно. Несмотря на то, что пик его славы и возможностей уже позади. Несмотря на то, что программа его концерта не отличалась особой технической сложностью. Он остается великим артистом, и голос его способен по-прежнему завораживать и волновать. Каждый номер его программы - маленькое драматическое приключение голоса, переходящего от нежных переливов к драматическому надрыву, короткая история рождения любви и смерти. Один только этот эмоциональный заряд, исходивший со сцены, вполне мог бы оправдать все. Если бы слушатель мог услышать голос во всей полноте его жизни.

Не знаю, насколько оправдан был в данном случае выбор зала. То есть, конечно, оправдан - ни один другой зал нашего города, предназначенный для прослушивания классической и тем более вокальной музыки, не дал бы таких сборов, как дворец «Украина». Этот же зал, как известно, предназначен совсем не для музыки такого толка. Киевские меломаны несомненно помнят, как неудачно начала свое выступление на этой сцене великая Монсеррат Кабалье, не ожидавшая таких «причуд акустики», но и после этого казуса организаторы концерта не стали обращать внимание на такие мелочи, как несоответствие зала. Не хочу приводить аналогии прослушиванию классического вокала через динамик - думаю, каждый может придумать собственный ряд аллюзий. Скажу лишь, что, побывав на концерте, я не сумела сложить собственного мнения о превознесенном на страницах печати «бархатистом тембре» голоса Хосе Каррераса. Я, конечно, готова верить на слово западной критике и отечественной рекламе, но я не совсем поняла, за что со зрителей брали такие большие деньги. Доподлинно известно, что не очень хорошая аппаратура губит в первую очередь тембр голоса. И именно это сыграло роль в «концерте столетия» - голос великого певца, пропущенный через динамик, на высоких нотах резал слух и оставлял ощущение отчаянной тремоляции. И дело тут не в отсутствии мастерства - просто это как раз то, что обычно, когда голос не тембрится. В этом умении «одеть» голос тембром - львиная доля мастерства. Именно тембр составляет истинную сущность, самую жизнь голоса. Поэтому то, что исходило из динамика дворца «Украина», трудно назвать вокалом в принципе.

Из беседы с маэстро:

- Гидон Кремер как-то сказал, что для искусства гораздо важнее один тенор в маленьком зале, чем три на стадионе. Как вы бы прокомментировали это?

- Хотя это точка зрения очень уважаемого человека, это всего лишь личная точка зрения, которую я тоже уважаю. Что же касается нас троих - да, мы выступаем на стадионах. Так же, как и в небольших залах. И это разные ощущения. На стадионе ты поешь перед огромной аудиторией с огромным энергетическим накалом.

Нет, это не снобизм борца «за чистоту искусства». Ничего не имею против микрофонов, стадионов и прочих проявлений демократии в классическом искусстве. Но если уж это микрофон для Хосе Каррераса - пусть он будет качественным, и если уж это «концерт столетия» и никак нельзя провести его в более подходящем зале - приведите в порядок аппаратуру, сбалансируйте звук. Ведь техника - и звуковоспроизводящая в том числе - на грани фантастики... Суть подобного концерта, наверное, все-таки не в том, чтобы потом с гордостью рассказывать знакомым о том, что был «на Каррерасе». А может, и в этом тоже.

Из беседы с маэстро:

- Как вы относитесь к людям, которые ходят на ваши концерты не из любви к искусству, а потому, что это престижно, модно?

- В принципе, опера - это искусство для элиты. Но существуют люди, которые говорят, что если трио теноров выступает на больших площадках, для огромной аудитории - это не хорошо. Это их мнение. Я же считаю, что нужно доносить классическую музыку до как можно большего количества людей. И если даже человек идет на концерт не музыку послушать, а себя показать - пускай, добро пожаловать.

Да, Хосе Каррерас остался светлой легендой, не дав рекламной помпе, как это у нас часто бывает, оказаться очередным мыльным пузырем. К сожалению, ему удалось сделать это больше вопреки, чем благодаря. И особенно хорошо у него в этот раз прозвучали не оперные номера, составляющие основу его исполнительской славы. Причины уже были названы выше: оперные арии - это не тот жанр, который выдерживает плохую аппаратуру. Каррерас завоевал зал «легким жанром». То есть «относительно легким» - итальянскими и особенно испанскими популярными песнями. Артистическая палитра его голоса разворачивалась в этом поле с особой естественностью. Присущие его исполнению надрывность и резковатые окончания, утрированные динамиком, не выглядели здесь неуместными, как в иные моменты исполнения оперных номеров. Недаром именно песенный жанр всегда привлекал оперных исполнителей итальянской и испанской школ. И неудивительно, что многие из них перенесли это увлечение и на еще более популярные жанры, переплетая свои голоса с голосами исполнителей совсем других музыкальных ориентаций.

Из беседы с маэстро:

- Многие ваши знаменитые коллеги стали выступать в жанре поп-музыки, вместе с поп- и рок-исполнителями. Как вы к этому относитесь и не собираетесь ли тоже поэкспериментировать с популярными жанрами?

- В принципе, для артиста правильным и хорошим является то, во что этот артист верит. Да, и Паваротти, и Монсеррат Кабалье выступали в «легких» жанрах. И все считали, что результат подобного сотрудничества был очень хорошим. Что касается лично меня, некоторые вещи моего репертуара очень близки к популярной музыке. Я не думаю, что в этом мое будущее. Но в любом случае исполнители классического репертуара, переходя иногда на «легкие» жанры, следуют глубоким традициям - и Энрико Карузо, и Марио Ланца, и другие знаменитые певцы делали это. Карузо, например, пел не только классический репертуар, но и сам сочинял легкие мелодии. Если артист верит в то, что он делает, это вполне приемлемо.

Для молодой солистки Национальной оперы Украины Ольги Микитенко это выступление, пожалуй, оказалось даже более удачным, чем для самого Хосе Каррераса. Ее репертуар был значительно сложнее. В первом отделении она, правда, казалась несколько скованной, из-за чего с Россини временами обходилась несколько небрежно, а исполняя Гуно, сначала слегка задыхалась. Голос на высоких нотах казался искусственным и безжизненным. Но второе отделение она продержалась блестяще. Как будто наконец распевшись, Ольга демонстрировала филигранную исполнительскую технику. Возможности ее вокала казались просто безграничными. Ее голос не резал слух и не пропадал на любой высоте и на любой динамике. И все это - без видимого напряжения, очень естественно, что так редко удается нашим исполнителям, которые на сцене обычно не скрывают того, что петь для них - тяжелая физическая работа.

Из беседы с маэстро:

- Мы привыкли считать, что украинская вокальная школа, ну, если не лучшая в мире, то, во всяком случае, одна из ведущих. Приходилось ли вам слышать украинских оперных исполнителей и каково ваше мнение о достижениях нашей школы?

- Каждая вокальная школа, если уж вам хочется называть это таким образом, адаптирована к фонетическим особенностям того языка, на котором говорит та или иная нация. И если вы хотели бы приблизить украинскую вокальную школу к школе, скажем, Латинской Америки, то это было бы неправильно. Я ничуть не сомневаюсь в том, что украинская вокальная школа хороша. С чем я вас и поздравляю. Знаю, что Ольга Микитенко популярна в вашей стране, и рад тому, что именно она была моей партнершей в этом концерте.

К сожалению, гораздо меньше в этом концерте порадовал Национальный симфонический оркестр. Возможно, это впечатление тоже можно в чем-то списать на плохой звук, что от музыкантов просто не зависело, но если исполнение статично и не всегда чисто - в этом динамик не обвинишь.

Из беседы с маэстро:

- Что вы знали об Украине, когда сюда ехали?

- Мне Украина известна, как и многим в мире, главным образом благодаря своим спортивным достижениям. Но еще Украина - одно из немногих мест Европы, где я еще не выступал, поэтому мне было очень интересно приехать сюда.