UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КИЕВСКИЕ СОЛИСТЫ»: НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ НОВОЙ ПУБЛИКИ

Выступления государственного камерного ансамбля «Киевские солисты» всегда становятся ярким событием культурной жизни столицы...

Автор: Евгений Курышев

Выступления государственного камерного ансамбля «Киевские солисты» всегда становятся ярким событием культурной жизни столицы. Не стали исключением из этого правила и филармонические концерты коллектива, состоявшиеся уже в этом году. В двух концертных программах прозвучали сочинения Мендельсона, Шенберга, Скорика, Шостаковича, Шоссона, Моцарта, Вебера, Станковича.

Блестящее исполнение музыкантами Концерта для скрипки, фортепиано и струнных ор. 21 Э.Шоссона (солисты — Богодар Которович и Евгения Басалаева) было вознаграждено овацией искушенной филармонической публики. Слушатели были покорены тонкостью исполнительского интонирования, возвышенной экспрессией, открытой эмоциональностью музыкантов. Стремительные, масштабные кульминации, виртуозность, тембральное разнообразие инструментального звучания спровоцировали аплодисменты уже после первой части Концерта (Decide).

Пленительная музыка второй части (Sicilienne) была исполнена с истинно французским шармом и экспрессией. Углубленно-созерцательная музыка Grave эффектно контрастировала с экстатично апофеозным финалом. Восхищает совершенство исполнительского мастерства Богодара Которовича, которому в равной степени удаются как утонченно-проникновенные страницы партитуры, так и масштабные, насыщенные кульминации на фоне фортиссимо всего ансамбля.

Концерт В.Моцарта № 21 и Концертштюк К.Вебера ор. 79 для фортепиано с оркестром были исполнены Евгенией Басалаевой (дирижировал Б.Которович). На редкость возвышенно и трогательно прозвучала в интерпретации пианистки вторая часть широко известного моцартовского сочинения. Солистка продемонстрировала владение тончайшими нюансами звуковой палитры фортепиано. Ей также в полной мере удалось передать романтически-возвышенные образы труднейшего виртуозного произведения Вебера.

Нельзя не отметить превосходное выступление в первой из двух концертных программ «Киевских солистов» совсем еще юной талантливой скрипачки, лауреата международных конкурсов Анастасии Пилатюк, исполнившей также юношеский скрипичный Концерт Ф.Мендельсона (ре минор). Ее яркий артистизм, безупречная техника, исполнительский темперамент и, наконец, эффектная внешность никого в зале не оставили равнодушным!

Бесспорно, мы стали свидетелями артистического восхождения новой яркой музыкальной личности. Отрадно, что профессиональному становлению талантливых украинских музыкантов способствуют мэтры отечественной музыкальной культуры.

«Киевские солисты» существуют уже четвертый год. В состав ансамбля входят известные киевские музыканты, среди которых — лауреаты украинских и международных конкурсов С.Шотт, С.Семчук, Б.Пивненко, О.Шутко, И.Бутрий, О.Дарбинь, А.Лагоша, О.Кривцова. Целью создания ансамбля, по словам его художественного руководителя и дирижера Богодара Которовича, стало желание удержать молодых талантливых музыкантов от отъезда за рубеж. Не секрет, что условия жизни и профессиональной деятельности артистической молодежи сегодня, к сожалению, крайне сложные. Работа же в таком замечательном коллективе приносит профессиональное и эстетическое удовлетворение, становится основой профессиональной стабильности, привносит творческую перспективу, дает возможность осуществления полноценной концертной жизни, столь необходимой нашей музыкальной молодежи.

Именно с вопроса о диапазоне концертной деятельности коллектива мы и начали беседу с народным артистом Украины, лауреатом Государственной премии им. Т.Шевченко Богодаром Антоновичем КОТОРОВИЧЕМ.

— Наши концерты состоялись в Москве (Малый зал Московской консерватории) и Петербурге. Публика встретила эти выступления весьма радушно. Отрадно, что известные социальные проблемы не отражаются на интересе слушателей к классической музыке. Мы также выступили во многих городах Украины. А в этом году планируются выступления в Конгресс-холле Юнеско (Париж), в Тунисе и Марокко... В мусульманских странах концерты европейской музыки проходят очень интересно — на открытом воздухе, привлекая множество туристов. Эти африканские страны — туристический рай для европейцев. Прошлогодние гастроли в Тунисе прошли очень успешно, нынешние будут значительно шире по своей «географии».

В ноябре запланированы наши концерты в рамках Дней культуры Украины в Германии (Берлин, Мюнхен, Бонн), в сентябре — выступления на крупном международном музыкальном фестивале «Варшавская осень». И, конечно, состоятся концерты в филармонических залах ряда городов Украины...

— Не секрет, однако, что украинские музыканты во время зарубежных гастролей часто (практически всегда) вынуждены мириться с очень плохими бытовыми условиями, многочасовыми (иногда — сутками напролет) автобусными переездами ради экономии на всем и на всех, мизерной оплатой своего каторжного-таки труда (в смысле его интенсивности — эмоциональной и физической). Ваши музыканты тоже вынуждены все это терпеть?

— Действительно, многие сейчас гастролируют за рубежом на кабальных условиях... В отличие от других, наши оркестранты не спят в автобусах до предела вымотавшись на концертах! Я выдвигаю организаторам гастролей другие условия, ведь у нас коллектив высокого класса, а значит, и условия проживания, и оплата труда должны быть соответствующими. В Тунисе, например, мы жили в пятизвездочных отелях, летали на гастроли самолетом, чувствовали себя людьми, а не неграми на американских плантациях позапрошлого века... Я стараюсь объяснить нашим финансовым лидерам, что у музыкантов — очень тяжелый труд и не иду с протянутой рукой к иностранным спонсорам. Не понимаю, почему в нашей стране такую деятельность должны финансировать иностранные спонсоры, ведь уже и наши есть! Правда, пока они финансируют только бокс, конкурсы красоты и программу «Человек го-да», ну еще футбол. Я очень хотел бы убедить их в том, что помощь отечественной культуре еще более важна для нации. Ведь были же в Украине сильные традиции меценацтва!

— Но ваш коллектив — государственный, т.е. должен все-таки достаточно финансироваться из госбюджета...

— И финансируется, в частности, огромную помощь оказывает «Киевским солистам» лично вице-премьер-министр Николай Жулинский. Но нам крайне необходима и помощь отечественных финансовых лидеров. Я стараюсь активно действовать в этом направлении; надо стучаться в двери, и тогда они откроются, т.е. надо занимать активную позицию! Что толку кричать «караул!». Надо проявлять настойчивость, доказывать делом, что мы необходимы обществу.

— В своей концертной деятельности вы совмещаете выступления в качестве солиста с дирижерской профессией. Чем это вызвано?

— Конечно, это не случайность. На репетициях оркестра солист сразу сталкивается с проблемой трактовки музыкального сочинения дирижером. И далеко не всегда наступает взаимопонимание. Я когда-то начинал с работы в оркестре, и мне хорошо известны все проблемы, сложности работы дирижера с оркестром (и наоборот). Дирижер без практики работы рядовым оркестрантом часто не получает желаемого результата, не зная, так сказать, «почем фунт лиха» в этом деле. Если же такой опыт есть — взаимопонимание наступает значительно быстрее и легче. Именно возможность реализации своего художественного видения произведения, своей исполнительской интерпретации при полном взаимопонимании с оркестром и «подтолкнула» меня к дирижерской работе в коллективе.

— Однако вы приглашаете дирижировать «Киевскими солистами» и других известных музыкантов. В частности, незабываемые впечатления остались у меня от концерта «К.С.» под управлением С.Сондецкиса... Кого из украинских дирижеров вы хотели бы пригласить для выступлений с коллективом?

— Да, у Сондецкиса свой особый стиль дирижирования... Это выдающийся музыкант! Тот концерт — яркий пример плодотворного сотрудничества коллектива с гастролирующим дирижером. А из наших дирижеров я бы хотел пригласить для выступлений Владимира Сиренко и Вячеслава Блинова.

— Вы успешно работали за рубежом. Каково социальное положение, условия работы музыкантов, например, в Австралии в сравнении с тем, как это обстоит у нас?

— Основное отличие состоит в том, что там, если музыкант работает, он живет, не имея наших бытовых проблем. Другое дело, что не все работают... У нас же часто — что работает, что не работает...

— С вашим ансамблем блестяще выступила Анастасия Пилатюк. Услышим ли мы в будущем и других молодых солистов?

— Мы уже выступали во Франции с вокалистами — это интересное направление работы. И, конечно, будут играть молодые скрипачи... Но сейчас основное — фортепианная литература, поскольку у нас есть постоянная солистка — народная артистка Украины Евгения Басалаева. Фортепианный репертуар (в ансамбле с камерным коллективом) обычно представлен слабо. Мы хотим исполнить все крупнейшие (и сложнейшие) сочинения этого жанра, которые не под силу другим коллективам. Речь идет, например, о сочинениях Хиндемита, Шнитке, Щербакова. Сейчас Станкович пишет произведение специально для Е.Басалаевой. Разумеется, я также буду выступать в качестве солиста.

— Вы проводите огромную работу по организации скрипичного конкурса в Харькове. Почему именно там проходит этот конкурс и как вам удается в наше время решать все связанные с этим проблемы?

— В Харькове успешно проходит фортепианный конкурс Владимира Крайнева. Та же «команда» предложила и мне возглавить конкурс юных скрипачей. Решить организационные проблемы конечно не удалось бы без помощи Президента Украины, Национального банка, очень помогла Национальная акционерная компания «Нафтогаз України». На следующем конкурсе (он состоится в 2002 году) мы расширим возрастной ценз участников: будут представлены не две, как ранее, а три возрастные группы юных скрипачей. Организаторов конкурса вдохновляет идея выявления и всяческой поддержки музыкально одаренных детей.

— Вы заведуете скрипичной кафедрой Национальной музыкальной академии Украины. Ваша педагогическая деятельность, вероятно, отнимает много времени. Как удается совмещать ее со столь частыми концертными выступлениями?

— Концертная и педагогическая деятельность взаимодополняют друг друга. В классе я обычно не показываю студентам собственной интерпретации сочинения — они могут ее услышать в концертном зале. Я стараюсь не давать им готовых «рецептов» исполнения, не навязывать своего видения музыки, не беру скрипку в руки. Они должны создать что-то свое, а не копировать меня! А свои слова я доказываю концертной практикой на сцене! Это помогает формировать творческую личность, в этом безусловное преимущество играющего педагога...

— Согласитесь, на последнем концерте публика вела себя не вполне «по- филармонически»: во многих случаях аплодисменты раздавались в паузах между частями произведения! Не мешает ли это процессу музицирования, не разрушает ли тонкую ауру взаимоотношений «композитор — сочинение — исполнитель — слушатель»? Не свидетельствует ли это о снижении уровня слушательской культуры новой филармонической публики?

— Это говорит лишь о том, что в филармонию действительно пришла новая публика, совершенно не знакомая с традициями поведения слушателей на филармонических концертах. Сам по себе это отрадный факт. Кстати, в Петербурге нам тоже хлопали между частями. И это нисколько не мешает нашему творческому состоянию, процессу музицирования, не разрушает вдохновения.