Столичный кинобизнес — не словом, а делом — интегрируется в европейские декорации. На днях пришло сообщение о том, что популярный столичный киноцентр «Киев» первым в Украине принят в престижную сеть EUROPA CINEMAS. Это дает возможность кинотеатру почувствовать себя равным среди европейских (киноцентров), а также снискать финансовый бонус — в размере 10 тыс. евро.
Дело, наверное, все-таки в том, что европейские киноподвижники не только время от времени читают сценарии (в отличие от нашего Минкульта), прежде чем запустить их в производство и спрогнозировать какой-никакой, а все-таки зрительский спрос, но и… Но и «окучивают» иностранного зрителя — даже на расстоянии. Посредством самых разнообразных поощрительных культурологических приемов. Вот, скажем, та же EUROPA CINEMAS. Мало ли на Западе организаций с подобными красивыми названиями? У этой же цель жесткая и прагматичная, в программном документе задекларированная — расширить программы показов европейского кино, а именно французских фильмов и французских совместных картин в киноцентрах, расположенных главным образом в странах, которые не охвачены программами Media, Eurimages или Еuromed Audiovisual, особенно в странах СНГ, Центральной или Восточной Европы, Латинской Америки, Азии, во франкоговорящих странах Африки.
Украина в этом плане и оказалась под прицелом. То есть европейский кинобизнес совершенно сознательно стелит соломку там, где может споткнуться «не голливудское» кино — в залах крупнейших кинотеатров. Первый удар в этом плане — защита художественных и моральных интересов национальных кинематографий стран Евросоюза. Второй удар — развитие самой сети, которая, как в известном романе «Азазель», втянет в свой «невод» все новых и новых миссионеров.
Французы, в частности, серьезно субсидируют программы своих фильмов — в разных странах. При этом уточняют: под «европейским фильмом» понимается любой полнометражный игровой фильм, документальный или мультипликационный, сделанный одной (или более/и совместно) европейской кинокомпанией, производство которого потребовало значительного вклада европейских профессионалов кино. Кинофильмы, сделанные в странах Центральной и Восточной Европы, включая республики бывшего СССР, также могут квалифицироваться как «европейские фильмы».
Последнее определение для нас особенно радостно — было бы только из чего квалифицировать. При этом EUROPA CINEMAS жестко предупреждает: даже не рыпайтесь в нашу сеть, если пропагандируете фильмы… «публицистического, порнографического, расистского характера или фильмы, инициирующие насилие».
Судя по всему, не одна из этих категорий не прошмыгнула в репертуар кинотеатра «Киев». Поскольку, прозондировав его показы, начиная с 2007 года европейские ревизоры обнаружили только утешительные результаты. Во-первых, 24 недели показа европейских картин. Во-вторых, 17 французских лент, выдержавших критерии программы МАЕЕ (это картины, которые в течение десяти последних лет активно поддержал Национальный центр кинематографии Франции). И, в-третьих, для 22 других лент, демонстрировавшихся в Киеве, было организовано 220 показов.
Директор Культурного центра кинотеатр «Киев» Вилия Бондаренко сообщила «ЗН», что 10 тыс. евро, полагающиеся в случае такой симпатии EUROPA CINEMAS, они используют для еще большего технического совершенствования кинозала. А на вопрос, трудно ли сегодня конкурировать с блокбастерами, пропагандируя европейские ценности, довольно-таки неожиданно ответила:
— Дело в том, что как раз на фестивальные фильмы и есть свой зритель! Причем его гораздо больше, чем кажется некоторым. Пример тому — наш малый зал, в котором порой не хватает мест для поклонников арт-хаузного качественного кино. А блокбастеры, кстати, сегодня не всегда могут выполнить возложенную на них миссию — и некоторые после относительного недельного успеха сдуваются как шарик без воздуха. В этом плане одна из пока неразрешимых проблем украинского кинопроката — отсутствие национального продукта в режиме естественной конкуренции. Его практически нет на экранах… Почти никто не занимается и продвижением-производством детского украинского кино. А ведь этот зритель — реальное «завтра» нашей страны. Странно, что о нем никто не думает.
В ближайших планах Культурного центра — новые программы европейского кино, Международный кинофестиваль «Молодость» (он снова будет базироваться на территории «Киева» с 18 по 25 октября), а также участие наравне с европейским кинобизнесом в серии круглых столов по проблемам проката, которые состоятся во Франции в середине ноября.