UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КИЕВ МУЗИК ФЕСТ — MILLENNIUM»: НОВЫЙ СТАРТ?

Эксперименты со временем и пространством — одна из примет искусства уходящего ХХ века. Но каждый ...

Автор: Оксана Гармель

Эксперименты со временем и пространством — одна из примет искусства уходящего ХХ века. Но каждый год в осеннем Киеве экспериментирование из сферы художественного проникает в наше будничное серое трехмерное измерение. На целую неделю преодолевается магический бермудский треугольник «дом-консерватория-работа», и ты живешь в пространстве концертных залов, во времени музыкальных произведений. Это — «Киев Музик Фест».

Отметив прошлой осенью свое десятилетие, главный музыкальный фестиваль Киева в этом сезоне вступил в пору творческой зрелости. Это подтверждало уже предварительное знакомство с его программой: 29 концертов, из которых особенно радовало количество симфонических музыкальных вечеров — семь (в прошлом году их было всего четыре), новые акции и большое количество премьер. Почти не было одновременного проведения нескольких концертов, и слушатель только дважды за фестивальную неделю оказался в ситуации сказочного Ивана-царевича на распутье. Основательно была продумана и общая драматургия «Киев Музик Феста». Масштабному концерту «Хоровые антифоны», который открывал фестиваль в Трапезной палате Киево-Печерской лавры, своеобразным эхом отвечали премьеры «Духовной хоровой музыки современных украинских композиторов» в Михайловском Златоверхом соборе в предпоследний день Феста; в первом и в заключительном концертах симфонической музыки прозвучали произведения великих классиков искусства ХХ века — И.Стравинского и Г.Малера. А сердцевиной этого двойного «золотого обруча» стали новые творческие акции, премьеры разного типа и уровня. И потому естественно возникает ассоциация с новым стартом фестиваля, который, не меняя своей основной концепции, набирает «новое дыхание».

Продолжая традицию прошлого Феста (где был возрожден хор «Зима» Л.Ревуцкого), 28 сентября состоялся концерт-исповедь «Ночные песни» из неизвестных и ранее не исполнявшихся романсов Б.Лятошинского. Наполненные тонкой хрупкой лирикой, произведения композитора перемежались чтением строк из его писем к жене Маргарите Царевич. И как рукопись булгаковского Мастера была неподвластна силе огня, так и автографы юного мастера Б.Лятошинского, казалось, канувшие в Лету, «воскресли» и зазвучали, даруя теплоту и нежность. Вокальные миниатюры были вдохновенно исполнены И.Даценко, Т.Странченко, Г.Кабкой, В.Буймистром и А.Ильиным. Работа над этими романсами будет продолжена учениками Б.Лятошинского: каждый из них сделает переложение одного произведения для камерного оркестра.

Сенсационной новинкой сезона стала презентация уникальных рукописей деятелей западноевропейского искусства XVI—XIX веков из коллекции Центрального государственного архива- музея литературы и искусства Украины. Собрание архива содержит ценные автографы малоизвестных произведений ( более 5 тысяч единиц), которые до Великой Отечественной войны принадлежали Берлинской академии пения, а потом были найдены на пепелище польского города и на танке доставлены в Киев. Некоторые произведения из архива можно было ранее услышать в концертах под управлением известного дирижера Игоря Блажкова. А на самой презентации старинные рукописи зазвучали в исполнении квартета им. Н.Лысенко и дуэта Олега Кудряшова и Светланы Шебалтиной. Особое внимание обратила на себя соната для флейты и клавесина восьмилетнего В.А.Моцарта, исполненная седовласым флейтистом, едва поспевающим за бегом стремительного allegro.

Главным событием Феста стало проведение международной научно-теоретической конференции «Украинская тема в мировой музыкальной культуре». Эта конференция, с одной стороны, еще раз подтвердила основную творческую линию Феста, а с другой — обратила внимание на малоизученную область украинской культуры, тем самым активизируя творческие интересы музыковедов. Конференция была похожа на «концерт докладов», т.к. отсутствовали традиционные для таких акций вопросы и дискуссии. Какова причина? Хочется думать, что это признак малой изученности данной темы, а не момент незаинтересованности. Приятно отметить, что в докладах было корректное решение поставленных вопросов, а не пафос украинизации мирового искусства (как могло показаться после ознакомления с названиями докладов).

Финальным аккордом конференции стал концерт «Украинская тема в творчестве зарубежных композиторов», где знакомые интонации угадывались в произведениях Л. ван Бетховена и Й.Н.Гуммеля, «тонули» в бурных пассажах виртуозных творений Ф.Листа (в блестящем исполнении В.Зубкова и Д.Таванца). А в заключение арт-директор фестиваля И.Ф.Карабиц выступил в роли героя мюзикла Дж.Гершвина «Song of the Flame», которому его возлюбленная, голосом Л.Войнаровской, напевала песню на мотив «Їхав козак за Дунай». В будущем году планируется продолжение конференции, а в качестве музыкальных иллюстраций прозвучат отрывки из пяти (!) опер «Тарас Бульба» зарубежных композиторов.

Но сделаем модуляцию от новинок Феста к его главным музыкальным событиям. В этом году основной акцент вновь был сделан на отечественной музыке, которая звучала в контексте произведений композиторов из 13 стран (в том числе из Австрии, Греции, Аргентины, Китая, Японии, Бразилии, Франции, США). Такая расстановка сил уже давно стала традиционной, и вряд ли фестиваль вернется к варианту 50/50 (да и нужно ли?). Среди премьер выделились опусы духовной музыки С.Островы, М.Шуха, В.Полевой, В.Мужчиля в исполнении муниципального камерного хора «Крещатик»; камерные произведения В.Сильвестрова, И.Щербакова, В.Годзяцкого, М.Скорика в интерпретации ансамбля солистов «Киевская камерата». Как всегда, большое количество публики привлекло произведение С.Зажитько — монолог с пританцовыванием «Нестор Батюк». Композитор (если его можно так назвать, скорее — автор эпатирующего мини-шоу) в этот раз препарировал классика русской литературы — стихотворение М.Ю.Лермонтова «Белеет парус одинокий». В произведениях последних лет С.Зажитько остается верен избранному стилю, и его опусы составляют что-то наподобие фестивального сериала.

«Три песни для Прекрасной Дамы» Богданы Працюк на тексты Саккети и Шарля Орлеанского продемонстрировали, как быстро из одного музыкального события «произрастает» другое: новое оригинальное произведение было написано под впечатлением весеннего концерта, посвященного 700- летию французского поэта и композитора Гильома де Машо. Но, наверное, самым смелым произведением сезона оказался концерт Вадима Ильина для контрабаса (!) с оркестром. Инструмент, затерявшийся внизу партитурной страницы, вышел на первый план и решил посоревноваться с симфоническим оркестром. Блестяще звучали каденции контрабаса в исполнении Дмитрия Зюзькина, чего не скажешь об отвечавшем ему оркестре. Его участники плохо подстроили инструменты, и незапланированная четвертитоновая музыка получалась сама собой.

Но это — одно из исключений. В целом «Киев Музик Фест» вновь продемонстрировал виртуозность и высокий профессионализм исполнителей: саксофониста из США Дейла Андервуда, ансамбля новой музыки «Кластер» из Львова и, несомненно, ансамбля ударных инструментов «Парад виртуозов» под управлением А.Блинова. В концерте последнего рядом с произведениями В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена соседствовала «Шуточная симфония» Г.Черненко, финал которой звучал «под дождем» мыльных пузырей, а главным дирижером был игрушечный Санта Клаус.

Но среди настоящих гениев дирижерской палочки — Валерия Матюхина, Романа Кофмана, Владимира Сиренко — следует выделить смелость молодого дирижера Кирилла Карабица, решившегося интерпретировать «Весну священную» И.Стравинского. Среди откликов на концерт было много «за» и «против». Но неизменно одно — так И.Стравинский мог прозвучать только в конце ХХ века, с его опытом сверхмногоголосной симфонической музыки.

Пробегая глазами по программам отзвучавшего фестиваля, вспоминая его события, хочется однозначно сказать: праздник удался, не прибавляя при этом критического «но...». Хотя колючий взгляд профессионала-критика в любом ярком узорчатом полотне может найти неровно положенный стежок, но в нынешнем году не нужно искать ложку дегтя в бочке меда. «Киев Музик Фест — 2000» вышел на новый уровень, новый виток спирали, достойно отметив новый старт. Остается только пожелать долгой музыкальной дорожки.