Что такое город? В разные времена у разных народов это слово выражало совершенно различные, порой противоположные смыслы — от образов Небесного Иерусалима до отождествления города с индустриальной «железной» бездуховной культурой. По определению организаторов международных киевоведческих чтений «Образ города в контексте истории, философии, культуры», проходивших с 30 сентября по 2 октября, город — это «феномен культуры, исторического организма и особой человеческой общности».
Современные данные свидетельствуют: через несколько десятков лет мегаполисы в районе Токио будут насчитывать около 25 млн. жителей, а в некоторых точках земного шара их численность перевалит за 50 млн. Останутся ли эти архитектурные административные и территориальные монстры привычными нам городами или превратятся в некую совершенно невиданную на земле структуру с особой расой людей, приспособленных к выживанию в подобных условиях? Готовы ли жители обычного города противостоять не просто новым постройкам, которые не вписываются в устоявшийся архитектурный ландшафт, а намечающимся технологическим переменам?
Обозначенная тема — лишь одна из многочисленных тем, связанных с феноменом города, которые обсуждались на чтениях. Центром обсуждения на киевоведческих чтениях стал Киев.
В день закрытия состоялся интереснейший круглый стол «Человек в ландшафте города: история и современность. Архитектурный облик Киева. Проекции будущего: смерть или возрождение города?». Оказалось, что поднятые темы являются жизненно важными и достаточно болезненными для собравшихся в зале.
Одна из особенностей конференции — ее междисциплинарный характер. Киевоведческие исследования проводились и проводятся краеведами, историками, филологами, философами, но важно не только продолжать накапливать подобные локальные наработки, но и организовать поле для диалога, обмена опытом, знаниями, понять позицию друг друга. Именно для решения этих задач и создавались международные киевоведческие чтения. Среди участников были представители Украины, России, Польши, Хорватии. Количество заявленных докладов приблизилось к цифре 110, по материалам конференции будет издан отдельный сборник.
В рамках чтений состоялась презентация книг, среди которых особо следует выделить «Киевский альбом», включающий оригинальные археографические материалы, а также мемуары киевлян. Работала и выставка книг, посвященных Киеву, сформированная из фондов Государственной исторической библиотеки Украины. Для участников конференции проводились экскурсии по городу.
Одна из задач, которую поставили перед собой организаторы, сформулирована следующим образом: «способствовать развитию киевоведческих исследований и актуализировать киевоведческую проблематику в целом, повысить степень ее общественного и общекультурного влияния». Если со стороны общественности будет проявлен интерес к этой проблематике, чтения станут ежегодными.
Участники конференции выражали тревогу по поводу преобразований в современном Киеве, имеющих односторонне-прагматический характер. Именно поэтому в итогах чтений были высказаны и такие слова: «Мы призываем Киевскую городскую государственную администрацию к большей открытости и конструктивному сотрудничеству с общественностью города, небезразличной к его исторической судьбе и его будущему. Проекты, затрагивающие архитектурный, исторический, культурный облик города, непременно должны становиться предметом открытой, компетентной общественной экспертизы, способной учесть суждение как киевоведов, так и киевлян, которые пожелали бы высказаться по этому вопросу».
Особенно остро обсуждались вопросы уничтожения старых зданий, восстановления разрушенных храмов и, конечно, новый, но постепенно становящийся до боли привычным облик Майдана Незалежности, оказавшийся за последние несколько лет одним из самых сильных «архитектурных» потрясений киевлян.
Не однозначна и оценка восстановленных храмов. Безусловно, это радостное событие, но и оно вызывает множество вопросов. А не являются ли Успенский собор Киево-Печерской лавры, Михайловский Златоверхий монастырь или церковь Успения Богородицы Пирогощей на Подоле в некотором роде вольной стилизацией под старину? И уж бесспорно идея фальсификации древности вовсю проявилась в восстановленных Золотых воротах, представляющих собой лишь одну из гипотез реального облика главных врат стольного града.
Неожиданностью для чтений, своеобразным символом и благословением стал приход на конференцию паломников из Франции — Клавдии и Роберта Мастелони. «Приход» в буквальном смысле слова, так как всё многотысячье километров они преодолели пешком. И именно наш город был целью их паломничества.