UA / RU
Поддержать ZN.ua

Казус неравенства, или Игры взрослых людей в кинематографическом пространстве

Кинофестиваль — всегда радость. Новые встречи и старые дружбы, ностальгические воспоминания ретроспектив и яркие вспышки новых звезд...

Автор: Светлана Агрест-Короткова
Зрители симпатизировали фильму «Побег»

Кинофестиваль — всегда радость. Новые встречи и старые дружбы, ностальгические воспоминания ретроспектив и яркие вспышки новых звезд. А если это лето, море, солнце и жаждущие впечатлений, доброжелательно настроенные, праздные зрители, то фестивалю автоматически обеспечен успех. И по списку участников и гостей, и, соответственно, у публики. Международный фестиваль продюсерского кино «Кино-Ялта — 2005» отмечал в этом году пятилетие, хотя определение «продюсерский» приобрел только три года назад. Гордое же звание Международный получил из-за того, что страны наши — Украина и Россия — стали отдельными, хоть и сопредельными государствами. Озвученная идея фестиваля — сохранение единого кинопространства — куда как хороша. Жаль лишь, что Украина производит фильмов все меньше и меньше, тогда как соседняя киноиндустрия с каждым годом набирает очки как в количестве, так и в качестве.

А лучшие актеры собрались в фильме «Свои»

Кроме того, искренняя и открытая демонстрация кинодружбы помогла россиянам прочно обосноваться на благословенной земле ЮБК: работникам ялтинской студии получить право на любимый труд: мы же, как обычно, входим таким образом в мировое кинообщество. Нельзя же считать победное участие украинских одиночек- кинематографистов на крупных международных кинофорумах (вспомним недавние Канны, Берлин, Карловы Вары и т.д.) яркими достижениями почитаемого нашим министерством «ручного руководства».

Мощная делегация россиян, с целой обоймой уже признанных в прокате зрителем и показанных (часто победивших) на других фестивалях картин, поддерживаемая мощным журналистским десантом из Москвы и Питера во главе с экстравагантным, парадоксально мыслящим и пишущим Виктором Матязеном, подчеркивали серьезность подхода России к ялтинскому форуму и желание придать ему резонанс. Вне конкурса был продемонстрирован на открытии победитель недавнего Московского МКФ — фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие». В этой картине щемяще-искренно показана наша недавняя история. Показана так, что нынешнему поколению становится понятно духовное начало и отцов-романтиков, и диссидентов, и конформистов. Кроме этой ленты во внеконкурсной программе еще 15. Среди них прошлогоднее «Долгое прощание» Сергея Урсуляка (по мотивам одноименной повести почитаемого интеллигенцией последней трети ХХ века Юрия Трифонова); комедия Марины Мигуновой «Прощайте, доктор Фрейд» с Юлией Рутберг в главной роли; романтически-комичные поиски дамы сердца Евгением Стычкиным в фильме Александра Стриженова «От 180 и выше»; режиссерский дебют этого года Веры Глаголевой «Заказ»; триллер Егора Кончаловского «Побег», уже собравший в прокате изрядную сумму и т.д.

В конкурсной программе, если не считать «Настройщика» Киры Муратовой, который был представлен в прошлом году в Венеции как российский фильм, а на данном фестивале нестыдно представляет Украину, — семь лент. Причем с дебютным «Ночным продавцом» Валерия Рожнова соседствуют увенчанные многочисленными лаврами «Свои», военная драма Дмитрия Месхиева с Богданом Ступкой, обладателем «Ники» за эту роль; политический детектив по роману Бориса Акунина «Статский советник» Филиппа Янковского (с обладателем приза за лучшую мужскую роль на последнем «Кинотавре» Никитой Михалковым) сменяется современной мелодраматической историей Владимира Потапова «Мы умрем вместе» и криминальной комедией Алексея Балабанова «Жмурки». Список можно продолжать, но, обратите внимание, чего стоит лишь жанровое разнообразие предлагаемых россиянами картин. Не говоря уже о том, что львиная доля фильмов, являясь в чистом виде продюсерским кино, снята при финансовой поддержке государства. А имена продюсеров, руководивших процессом, уже давно хорошо известны далеко за пределами России — Никита Михалков и Рубен Дишдишян, Сергей Сельянов и Наталья Иванова, Елена Яцура и Алексей Учитель. Фестивальное жюри возглавлял руководитель Гильдии продюсеров России Николай Досталь.

На этом роскошном фоне украинская делегация выглядела куда скромнее. Пара конкурсных лент, не считая «Настройщика» Киры Муратовой, пара — внеконкурсных. Заместитель министра культуры и туризма г-н Виталий Корниенко. Знаток Протокола, советник министра г-жи Оксаны Билозир —Оксана Мельничук (видимо по Протоколу же постоянно сидящая в президиуме). Бывший чиновник, а ныне свободный продюсер Николай Мазяр и… полное отсутствие журналистов, не считая таковыми руководителя Гильдии критиков Украины, главного редактора журнала «Кино-Театр» Ларисы Брюховецкой и киноведа, не работающего в СМИ — Ирины Зубавиной. Ни крупных, ни мелких, ни специализированных изданий, вычеркнутых чиновниками от культуры из списка. И это при том, что господин замминистра, честно глядя в зал на пресс-конференции, говорил о важности широкой популяризации этого достойного всяческой поддержки фестиваля. «ЗН», которое все годы подробно освещало работу Ялта-фест, посчитало неэтичным примкнуть к российской делегации и аккредитовалось само по себе. Пресс-центр фестиваля, возглавляемый неизменной Ольгой Володченко, с неизменной любезностью предоставил все условия для работы.

В конкурсную программу вошли: фильм Александра Муратова «Татарский триптих» (о котором «ЗН» уже подробно писало) и еще не сведенный, привезенный с пылу, с жару на двух пленках «Секонд- хэнд» Ярослава Лупия по сценарию Александра Жовны. Я заинтересовалась творчеством этого писателя после того, как его рассказ лег в основу фильма Романа Балаяна «Ночь светла», и синопсис «Секонд-хэнда» выглядит любопытно, но т.к. картина демонстрировалась в конце фестиваля, не успела ее посмотреть — в силу рабочих моментов мое присутствие на фестивале ограничивалось первыми днями. Думаю, мы еще вернемся к этой картине после ее премьеры в Киеве.

Во внеконкурсной программе претенциозно закрученная видеоистория (продюсер Влад Ряшин) «Игры взрослых девочек» Сергея Лялина и киновариант телесериала, так и не переведенный на пленку, — «Украденное счастье» Андрея Дончика. Будь эта картина на пленке, она, на мой взгляд, вполне достойно могла бы представлять Украину не только на украино-российском фестивале. Правда, она датирована 2004 годом, время идет, и вопрос о переводе на пленку запросто может отпасть сам собой.

Уже на пресс-конференции, предваряющей открытие, чуть было не случилась дипломатическая склока. Пока г-н Виталий Корниенко долго и цветисто рассказывал на хорошем украинском о светлом пути преобразований украинского кино в киноконцерн, армия российских и взвод крымских журналистов заскучали, попросив его перейти на рабочий язык этого международного фестиваля — русский. Замминистра отказался в довольно категоричной форме, предложив заменить его общепринятым английским. Тогда толерантная Ольга Володченко выступила в роли переводчика-синхрониста. К сожалению, не столь тверд г-н Корниенко был в ответах на конкретные вопросы по поводу состояния и перспектив национального кинематографа. Ему больше удавались общие слова. Конкретика, видимо, является закрытой информацией. Руководитель управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии Сергей Лазарук оперировал конкретными цифрами, рассказывая о российском кинопроцессе и кинопрокате, о том, как специальная комиссия отбирала фильмы на фестиваль. Злой шуткой для украинского уха прозвучал ответ одному из журналистов о системе отбора украинского кино: «Так само, як і в Росії». Из чего же, простите, выбирали — два из двух?

На фестивале было проведено несколько круглых столов, в которых, естественно, заинтересованы те, кто серьезно занимается производством кино, а не его хроническим ручным управлением путем реорганизаций. Вернувшись в Киев, с удивлением узнала, что круглый стол с представителем EURIMAGES, который готовили в первую очередь Гильдия продюсеров России, а потом — остальные учредители «Кино-Ялты», являлся семинаром, проведенным по инициативе нашего министерства.

Этот фонд, основанный в 1989 году при ЕС, занимается поддержкой производства и проката европейского кино, а также поддержкой строительства кинозалов. Имея производство, протекционистскую политику страны в области кино, соответствующие законы, есть смысл вступать в него, платя ежегодно 300 тыс. евро членских взносов, можно надеяться на цивилизованную и востребованную копродукцию, на желание соседей вступать в партнерские отношения. В противном случае на деньги, столь необходимые родному кино и взятые из бюджета государства в вожделенном фонде, будут представительствовать отдельные личности.

На фестивале главное — многочисленные просмотры и желание зрителя на эти просмотры попасть. Площадок у «Кино-Ялты» было немало — кинозал в гостинице «Ялта», на Ялтинской студии и в Приморском парке, на площади у кинотеатра «Сатурн». Жаль, что организация показов на площадях и общее качество их остается достаточно низким. Если фестиваль планирует серьезно развиваться, об этом нужно думать и вкладывать в это финансы.